Ошибки, допущенные участниками апробации ККЗ ГИА по информатике и ИКТ по основным образовательным программам среднего общего образования в 2020 году
Исходя из того, что учебный предмет Информатика и ИКТ имеет техническую направленность и преимущественно выбирается обучающимися образовательных организаций с целью поступления на специализированные технические специальности в 2020 году на ряду с муниципальными образовательными учреждениями среднего общего образования в апробации по данному предмету, приняли участие обучающиеся Центра довузовской подготовки ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», которые посещают обучающие курсы по Информатике и ИКТ. Также, необходимо отметить, что среди муниципальных образовательных учреждений среднего общего образования были отобраны школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Краткая характеристика ККЗ ГИА-2020 по Информатике и ИКТ
Предложенные на апробацию варианты заданий предназначены для проведения государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Информатика и ИКТ» за курс основного и среднего общего образования (базовый уровень). Структура и содержание каждого варианта ККЗ ГИА-2020 состоит из 21 задания, представлено в двух разноуровневых частях.
В первой части аттестационной работы предложено 12 заданий базового уровня закрытого типа. При выполнении данных заданий участникам апробации необходимо было записать только ответ. Задания Части I проверяют материал основных тем курса предмета «Информатика и ИКТ» и направлены на воспроизведение имеющихся знаний, оценку фактологических и процессуальных знаний.
Вторая часть аттестационной работы состояла из девяти разноуровневых заданий открытого типа. При выполнении заданий №13-19 участники апробации записывали краткое решение и ответ. Задания второй части №13-19 являются заданиями базового уровня сложности и направлены на проверку сформированности умений применять свои знания в практической деятельности. Задания №20-21 являются заданиями повышенного уровня сложности с развернутой записью решения и предполагают оценивание умений чтения фрагмента программы на языке программирования и нахождения допущенных ошибок (задание №20), а также умений создания собственных программ для решения задач средней сложности (задание №21).
По итогам проверки учителями-предметниками были выявлены типичные ошибки, допущенные участниками апробации.
Задания Части I (№ 1-12):
- ошибки вычислительного характера;
- исправления в бланке ответов;
- ошибки при переводе из одной системы счисления в другую;
- ошибки в осуществлении обхода графа;
- ошибки при выполнении арифметических операций в двоичной системе счисления;
- ошибки при считывании данных в разных типах информационных моделей (схемы, таблицы, графики, формулы).
Учителям информатики и ИКТ при подготовке обучающихся к ГИА необходимо обратить внимание на изучения следующих тем:
- Запросы для поисковых систем.
- Оператор присваивания. Операторы mod и div. Условие выполнения цикла while.
- Моделирование и формализация.
- Электронные таблицы.
Задания Части II (№ 13-19):
- незнание формул для вычисления объема информации, скорости передачи информации, алфавитного и вероятностного подхода;
- не оперируют переводами единиц измерения (бит-байт-Кбайт-Мбайт — …);
- полное отсутствие работы со степенями числа «2»;
- грубейшие ошибки при простых арифметических действиях: умножение, деление;
- неверный анализ работы вложенных алгоритмических конструкций ветвления и цикла;
- массовые исправления в бланке ответов – запись ответа или решения не в том месте, отсутствие записи ответа в отведенном поле;
- несоблюдение правил оформления решения задач;
- ошибки в работе с таблицами истинности, отсутствие навыков построения данных таблиц.
Задания Части II (№ 20-21):
Типичные ошибки при выполнении задания №20:
- исправляют только одну ошибку, ко второй не приступают;
- ошибки допускаются, как правило, с указанием неверного значения.
Типичные ошибки при выполнении задания №21:
- ошибки описания переменных, массивов;
- отсутствие составного оператора;
- нарушение порядка действий в алгоритме программы;
- несогласование типов переменных;
- неверная организация цикла с параметром;
- неверное использование условного оператора.
Учителям информатики и ИКТ при подготовке обучающихся к ГИА необходимо обратить внимание на изучения следующих тем второй части:
- Логические выражения. Таблицы истинности.
- Измерение информации.
- Исполнитель Редактор.
- Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная арифметика.
- Поиск ошибок в программах обработки числовых данных.