Ошибки, допущенные участниками апробации ККЗ ГИА по информатике и ИКТ по основным образовательным программам среднего общего образования в 2020 году

Исходя из того, что учебный предмет Информатика и ИКТ имеет техническую направленность и преимущественно выбирается обучающимися образовательных организаций с целью поступления на специализированные технические специальности в 2020 году на ряду с муниципальными образовательными учреждениями среднего общего образования в апробации по данному предмету, приняли участие обучающиеся Центра довузовской подготовки ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», которые посещают обучающие курсы по Информатике и ИКТ. Также, необходимо отметить, что среди муниципальных образовательных учреждений среднего общего образования были отобраны школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Краткая характеристика ККЗ ГИА-2020 по Информатике и ИКТ

Предложенные на апробацию варианты заданий предназначены для проведения государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Информатика и ИКТ» за курс основного и среднего общего образования (базовый уровень). Структура и содержание каждого варианта ККЗ ГИА-2020 состоит из 21 задания, представлено в двух разноуровневых частях.

В первой части аттестационной работы предложено 12 заданий базового уровня закрытого типа. При выполнении данных заданий участникам апробации необходимо было записать только ответ. Задания Части I проверяют материал основных тем курса предмета «Информатика и ИКТ» и направлены на воспроизведение имеющихся знаний, оценку фактологических и процессуальных знаний.

Вторая часть аттестационной работы состояла из девяти разноуровневых заданий открытого типа. При выполнении заданий №13-19 участники апробации записывали краткое решение и ответ. Задания второй части №13-19 являются заданиями базового уровня сложности и направлены на проверку сформированности умений применять свои знания в практической деятельности. Задания №20-21 являются заданиями повышенного уровня сложности с развернутой записью решения и предполагают оценивание умений чтения фрагмента программы на языке программирования и нахождения допущенных ошибок (задание №20), а также умений создания собственных программ для решения задач средней сложности (задание №21).

По итогам проверки учителями-предметниками были выявлены типичные ошибки, допущенные участниками апробации.

Задания Части I (№ 1-12):

  • ошибки вычислительного характера;
  • исправления в бланке ответов;
  • ошибки при переводе из одной системы счисления в другую;
  • ошибки в осуществлении обхода графа;
  • ошибки при выполнении арифметических операций в двоичной системе счисления;
  • ошибки при считывании данных в разных типах информационных моделей (схемы, таблицы, графики, формулы).

Учителям информатики и ИКТ при подготовке обучающихся к ГИА необходимо обратить внимание на изучения следующих тем:

  1. Запросы для поисковых систем.
  2. Оператор присваивания. Операторы mod и div. Условие выполнения цикла while.
  3. Моделирование и формализация.
  4. Электронные таблицы.

Задания Части II (№ 13-19):

  • незнание формул для вычисления объема информации, скорости передачи информации, алфавитного и вероятностного подхода;
  • не оперируют переводами единиц измерения (бит-байт-Кбайт-Мбайт — …);
  • полное отсутствие работы со степенями числа «2»;
  • грубейшие ошибки при простых арифметических действиях: умножение, деление;
  • неверный анализ работы вложенных алгоритмических конструкций ветвления и цикла;
  • массовые исправления в бланке ответов – запись ответа или решения не в том месте, отсутствие записи ответа в отведенном поле;
  • несоблюдение правил оформления решения задач;
  • ошибки в работе с таблицами истинности, отсутствие навыков построения данных таблиц.

Задания Части II (№ 20-21):

Типичные ошибки при выполнении задания №20:

  • исправляют только одну ошибку, ко второй не приступают;
  • ошибки допускаются, как правило, с указанием неверного значения.

Типичные ошибки при выполнении задания №21:

  • ошибки описания переменных, массивов;
  • отсутствие составного оператора;
  • нарушение порядка действий в алгоритме программы;
  • несогласование типов переменных;
  • неверная организация цикла с параметром;
  • неверное использование условного оператора.

Учителям информатики и ИКТ при подготовке обучающихся к ГИА необходимо обратить внимание на изучения следующих тем второй части:

  1. Логические выражения. Таблицы истинности.
  2. Измерение информации.
  3. Исполнитель Редактор.
  4. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная арифметика.
  5. Поиск ошибок в программах обработки числовых данных.