Типичные ошибки, допущенные участниками государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году

По заключению экспертов предметных комиссий, осуществляющих проверку экзаменационных работ, были выявлены типичные ошибки, допущенные участниками государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году, которые представлены ниже.

Русский язык

Пунктуационные:

  1. Знаки препинания при прямой речи и диалоге.
  2. Обособление определений, выраженных причастным оборотом.
  3. Знаки препинания при вводных словах, обращениях.
  4. О шибки в постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении, при вводных и вставных конструкциях, при обособлении.
  5. Знаки препинания при однородных членах.
  6. Смешение прямой и косвенной речи.
  7. Смешение сочинительной и подчинительной связи в сложных предложениях.
  8. Неправильное построение предложений, нарушение синтаксических связей. К частотным ошибкам можно отнести неправильное построение предложений с деепричастными оборотами.

Орфографические:

  1. Написание приставок пре-, при-.
  2. -нн-, -н- в суффиксах прилагательных и причастий.
  3. Правописание безударных гласных в корне слова.
  4. Ошибки в дефисном написании наречий, выступающих в роли вводных слов.
  5. Правописание гласных в окончаниях.
  6. Личные окончания глаголов.
  7. Непроизносимые согласные.
  8. Правописание частицы не с разными частями речи.
  9. Образование степеней сравнения прилагательных.
  10. -тся, ться в глаголах.
  11. Правописание союзов тоже, также, зато.
  12. Правила переноса.

Речевые:

  1. Неоправданный повтор слов.
  2. Неудачное употребление местоимений, приводящее к двусмысленной речи.
  3. Использование слов в несвойственном им значении и нарушение лексической сочетаемости.
  4. Смешение лексики разных стилей.
  5. Неоправданное употребление просторечных слов.

Грамматические:

  1. Написание падежных окончаний в существительных, прилагательных, причастиях.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (в числе).
  3. Ошибки в словообразовании.
  4. Нарушение структуры и границ предложения.
  5. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Замечания по выполнению творческого задания

  1. В творческом задании отсутствует аргументация, не демонстрируется круг чтения, отсутствует связь с жизнью и практикой, попытки привести литературные аргументы приводят к неубедительным ссылкам на художественные произведения, к подмене аргументов примерами без комментариев.
  2. Выражение собственного мнения заменяется общими рассуждениями, лишь частично связанными с темой исходного текста.
  3. Отсутствует логическая связь между основной частью изложения и творческим заданием.
  4. Неточное цитирование.

Математика

  • Ошибки в записи смешанного числа.
  • Ошибки в записи формул.
  • Невладение методом использования замены переменной при решении уравнений.
  • Несоответствие рисунка ходу решения.
  • Использование неверных единиц измерения.
  • Ошибки при нахождении производной.
  • Неправильное использование краткой записи математических выражений.
  • Низкая графическая культура (небрежное выделение искомой области, некорректное изображение параболы, нечеткое выделение на рисунке пределов интегрирования или отсутствие этих пределов).
  • Ошибки в применении формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.
  • Вычислительные ошибки.

История

  • Исправления при выполнении тестовых заданий.
  • Ошибки в написании имен, терминов.
  • Приведение аргументации без ссылки на исторические факты.
  • Отсутствие причинно-следственной связи, хронологической последовательности при написании плана и сочинения.

Биология

  • Механические ошибки при заполнении бланка ответов, исправления ответов.
  • Оформление задач по генетике.
  • Нарушение комплементарности при составлении цепи ДНК.
  • Неполные ответы к задачам.
  • Отсутствие выводов об унаследовании признака.
  • Затруднения при установлении последовательности, требующей детального знания протекания биологических процессов и явлений, уровневого соотношения объектов.
  • Ошибки в написании терминов.

Химия

  • Неверные названия органических соединений по систематической номенклатуре.
  • Неумение составлять структурные формулы разветвлённого строения (не учитываются особенности условия задачи).
  • Неумение составлять генетическую цепочку.
  • Незнание вопроса получения электролизом водных растворов в промышленности.
  • Неумение составлять формулы бинарных соединений по положению элементов в Периодической системе химических элементов.
  • В уравнении вещества записаны не в структурном виде, а молекулярном.
  • Неверное составление формулы по степени окисления.
  • Ошибки в названиях изомеров органических веществ по международной номенклатуре.
  • Ошибки при расчётах.
  • Неточности определения радиусов атомов и ионов.
  • Не указывают в расчетах единицы измерения веществ

Физика

  • Математические неточности при решении задач.
  • Неправильно выведена конечная формула.
  • Наличие исправлений.
  • Отсутствие текстового описания к задачам.
  • Перевод единиц в систему СИ.
  • Проверка размеренности не доведена до конца.

География

  • Неверное оформление задач.
  • Неумение установить правильную последовательность.
  • Механические ошибки, наличие исправлений.
  • Перепутаны возвышенности с низменностями.

Литература

  • Установление правильной последовательности.
  • Ошибки в написании собственного имени (Л.Д. Менделеева).
  • Орфографические ошибки.
  • Несоблюдение абзаца.
  • Неверное согласование падежных форм в словосочетаниях.
  • Нагромождение пунктуационных ошибок в сложных предложениях.
  • Речевые ошибки (нарушение лексической сочетаемости, нарушение речевой логики, неоправданный повтор слов в пределах предложения, употребление слова в несвойственном ему значении).
  • Грамматические ошибки: словообразовательные, морфологические, синтаксические (нарушение согласования, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, ошибки в построении предложения).
  • Ошибки в композиции; отсутствие вывода.
  • Отсутствие развернутого ответа на вопрос.

Иностранный язык

Английский язык:

  • Ошибки в специальных вопросах.
  • В задании «письменное высказывание» неправильно образовывали множественное число и употребляли глагол «to be».
  • Нарушение порядка слов в предложениях утвердительного характера и в вопросах общего и альтернативного характера.
  • Отсутствие артиклей.
  • В вопросах к тексту учащиеся не переделывали прямую речь.
  • Большое количество грамматических ошибок в предложениях условного типа.
  • Объем письменного сообщения превышает необходимый объем, много идентичных слов.
  • Лексические ошибки.
  • В письменном сообщении неправильный порядок слов, несоблюдение структурного оформления, нелогичное построение высказываний.

Немецкий язык:

  • Орфографические ошибки.

Французский язык:

  • В орфографии слов.
  • В структуре вопроса.
  • Плохо раскрывают тему сочинения, отражают не все аспекты, указанные в задании.
  • Не соблюдается структурное оформление письменного задания.