О ситуации с дистанционным обучением в Донецкой Народной Республике

Режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Донецкой Народной Республике короновирусной инфекции повлёк за собой переход всех образовательных организаций республики на дистанционное обучение. Данные меры  в свою очередь способствовали некоторой обеспокоенности среди части нашего сообщества.  

Мы живём в очень непростых условиях. Тем не менее,  в критической ситуации, ситуации кризиса, чтобы выжить,  надо сохранять здравый смысл и спокойствие, не поддаваясь панике. Сегодня каждый второй ребенок в мире не ходит в школу из-за распространения нового коронавируса.  Наш ближайший сосед Россия не исключение: во многих российских регионах объявлен карантин, школы ушли  на дистанционное обучение, Минпросвещения объявило каникулы с 23 марта по 12 апреля. 

Именно потому, что основная ценность для нашего государства жизнь и здоровье наших граждан, в качестве превентивной меры пока не разгорелась эпидемия  все образовательные организации ДНР тоже ушли на дистанционное обучение. Дистанционное образование, к слову, в нашем государстве практикуется не впервые. Регулярно с началом эпидемиологического сезона по гриппу и ОРВИ школы закрываются на карантин. Однако, несмотря на это далеко не все школы и учителя сегодня оказались готовы к работе в таких условиях. Педагоги постоянно говорят о существующих проблемах.

Безусловно,  Covid-19 бросил вызовы всему нашему обществу. Вызовы для учителей: адаптировать программу с оффлайна в онлайн, чего некоторые из педагогов не умеют, еще необходимость мотивировать учащихся и выполнять  учебный план.  А еще – конкурировать за внимание школьников с социальными сетями и играми. Поэтому учителям нужно срочно учиться писать планы уроков по-новому, оставлять там только самое главное, подбирать только те задания, которые дети могут выполнить самостоятельно, без присутствия и помощи учителя. Новая ситуация показала – онлайн-ресурсов, открытых платформ, уже разработанных заданий и текстов – огромное количество. Вызовы для родителей: Им следует пересмотреть подходы к дисциплине и сделать акцент не на точечных нагоняях “быстро садись делать уроки!”, а системно воспитывать у детей навыки самоорганизации. Переход  на  дистанционное  обучение может быть успешным только благодаря плодотворной командной работе “учителя-ученики-родители”. Поэтому также важна  помощь Республиканского института дополнительного педагогического образования учителям при создании онлайн-курсов для учащихся.

Онлайн-ресурсы предоставляют безграничные возможности  для обучения прямо из дома или любого другого места на Земле! Сейчас практически  у всех есть доступ к компьютеру дома, кроме того,  все эти ресурсы могут быть использованными не только на компьютере, но и на любом телефоне, планшете с любой точки с интернетом. А в целом нужно стараться давать возможности онлайн образования всем, даже самым отдаленным, школам!

Учебный год 2019 – 2020 в ДНР не завершён – впереди целая учебная четверть. У нас нет никакого права лишать наших детей полноценного образования, отменяя изучение нового материала и упрощая задания на итоговой аттестации. Наша цель – консолидировать усилия всего педагогического, родительского и ученического сообщества для успешного окончания этого учебного года. Получать качественное образование можно не только в классной комнате, нужно только приложить к этому определённую толику усилий.

Главный тренд в образовании во всём мире связан с цифровой революцией, которая приведёт к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения и так далее. Глупо бороться с влиянием гаджетов, запрещать учащимся использовать возможности Глобальной паутины для решения тех или иных задач. Выход совсем в другом – надо разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и придумывать для каждого ученика свой собственный, уникальный набор заданий, ответ на которые потребует творческого подхода, умения сравнивать, взвешивать, анализировать, отсеивать ненужное, коммуницировать и так далее.

Развитие цифровых технологий в сфере образования в Донецкой Народной Республике диктуется современными вызовами и поддерживается как на государственном уровне, так и широкой общественностью. На данный момент создана рабочая группа по разработке концепции «Цифровизации системы образования Донецкой Народной Республики», в которую вошли представители Министерства образования и науки ДНР, Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, ГОУ ДПО ДонРИДПО,  ГО ДПО «Институт развития профессионального образования», ГОУ ВПО ДонНТУ.

В китайском языке иероглиф кризис раскладывают на 2: «опасность» и «возможность». Так вот кризис, возникший из-за Covid-19,  предоставил отличную возможность сделать наши школы более технологичными и прогрессивными:  дал шанс перейти на онлайн обучение. Не нужно впадать в панику,  будем работать вместе: let it be! Пусть будет так!