О всероссийском совещании с ректорами образовательных организаций высшего образования в Санкт-Петербурге по вопросам государственного регулирования образовательной деятельности

5-6 декабря 2019 года в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования “Санкт-Петербургский государственный университет”  состоялось всероссийское совещание с ректорами образовательных организаций высшего профессионального образования Российской Федерации, организованное по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Тема совещания – “Государственная регламентация образовательной деятельности в условиях “регуляторной гильотины”.

Руководитель Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Любовь Волкова в составе делегации Донецкой Народной Республики во главе с Министром образования и науки Михаилом Кушаковым  приняла участие в работе этого совещания.

В пленарном заседании приняли  участие  руководитель Рособрнадзора  Сергей  Кравцов­,  Первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, Академик Российской Академии Наук Геннадий Онищенко, ректор Московского государственного университета и президент Российского Союза ректоров  Виктор Садовничий,  ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, представители Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения РФ, Рособрнадзора, руководители образовательных организаций.

 Программа мероприятия также включала  в себя 3 тематические секции:


1) Государственная регламентация образовательной деятельности в системе высшего образования.


2) Государственная регламентация образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования;


3) Государственная регламентация образовательной деятельности в системе дополнительного образования.

В ходе работы тематических секций были рассмотрены вопросы государственной регламентации образовательной деятельности в системе высшего образования, в системе среднего профессионального образования, а также в системе дополнительного образования.

Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России, представил новую модель контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки.

Он  напомнил, что  на сегодняшний день регламентация образовательной деятельности состоит из трех основных направлений: лицензирования, аккредитации и госконтроля в сфере образования.

В рамках новой модели Рособрнадзор предлагает перейти от системы проверок к мониторингу и профилактике нарушений. Сегодня важно уйти от воздействия на всю образовательную организацию и прейти к «точечному воздействию на тех лиц, которые допустили нарушения» подчеркнул глава Рособрнадзора.

Глава Рособрнадзора также предложил собравшимся подумать об изменении процедуры аккредитации, её совершенствовании, чтобы вместо проверок бумаг проверялось качество подготовки обучающихся в том или ином вузе, уровень востребованности выпускников вузов. Это означает, что система аккредитации и лицензирования требует серьезных реформ.

Кроме того, в рамках новой модели,  Рособрнадзор планирует  уделять больше внимания техникумам, колледжам и учреждениям дополнительного образования. Причём при проведении проверок рекомендуется дифференцировать механизмы контроля в зависимости от уровней образования.

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и президент Российского союза ректоров  Виктор Садовничий предложил создать Национальный совет по совершенствованию аккредитации и регламентации образовательной деятельности. Он подчеркнул, что при совершенствовании процедуры не должно быть нарушено единство образовательного пространства, а новая модель должна учитывать особенности разных вузов.

Директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Надежда Машкова рассказала о базовых принципах, заложенных в проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Новая модель государственной регламентации образовательной деятельности должна прийти на смену действующей системе с 2021 года в рамках так называемой «регуляторной гильотины». Смещение акцентов от проверки формальных показателей к проверке качества подготовки студентов, дифференциация механизмов контроля в зависимости от уровней образования, риск-ориентированный подход при проведении проверок, усиление роли профессионального сообщества и работодателей в оценке работы вузов – основные принципы, которые должны лечь в основу новой модели.

Первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, Академик Российской Академии  Наук,  Президент  Медицинской  лиги России  Геннадий Онищенко в своём выступлении говорил об интеграции государственной и профессионально-общественной аккредитации образовательной деятельности.  Особо Геннадий Григорьевич подчеркнул, что работа организаций профессионального образования по совершенствованию качества не может носить временный характер и привязываться исключительно к периодам прохождения государственной аккредитации.  Лейтмотивом его доклада была мысль о постоянном взаимодействии образовательных организаций с внешними организациями, проводящими независимую оценку качества образовательной деятельности.

Как Президент Медицинской лиги России, являющейся уважаемой экспертной организацией, Геннадий Онищенко призвал постоянно поддерживать  уже сформированную в обществе  устойчивую тенденцию в получении качественного образования: «Для успешной работы образовательной организации уже недостаточно получения лицензии на ведение образовательной деятельности. Необходимо постоянно соотносить результаты своих усилий с определённой шкалой, чтобы понимать место организации на рынке, преимущества и недостатки, а так же вовремя реагировать на происходящие изменения. Новым инструментом, позволяющим решить данный круг вопросов, является профессионально-общественная аккредитация. Она становится одним из ключевых направлений мониторинга и обеспечения качества образования, частью механизма конкуренции, когда учебные заведения, реализующие одну и ту же программу, могут предоставлять обществу, государству, работодателям дополнительные гарантии качества обучения. Иными словами, профессионально-общественная аккредитация на законодательном уровне становится важным элементом регулирования рынка образовательных услуг».

В ранге государственного чиновника Российской Федерации в сфере образования и науки и общественного деятеля, возглавляющего Землячество Донбассовцев в Москве, Геннадий Онищенко оказывает постоянную поддержку образованию Донецкой Народной Республики, постоянно консультирует по вопросам развития  системы оценки качества образования в республике и вопросам построения новой модели контрольно-надзорной деятельности в ДНР.  


На сегодняшний день, когда перед Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки стоит масштабная задача  формирования новой системы контроля и надзора, системы, которая способна обеспечить качественно новый уровень регуляторной среды в Донецкой Народной Республике, участие в подобного рода мероприятиях способствует обретению опыта, столь необходимого для синхронизации процессов, которые происходят в сфере образования нашей республики и Российской Федерации.