Ошибки, допущенные участниками апробации ККЗ ГИА по истории по основным образовательным программам среднего общего образования в 2020 году

ККЗ по истории нацелен на выявление образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций. ККЗ охватывает содержание курса истории Отечества (с учетом регионального компонента (история Донбасса)), всеобщей истории с начала ХX в. до настоящего времени, включает в себя значительный объем фактического материала и проверяет аналитические умения обучающихся.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе требований обновленного Государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой выполнения, уровнем сложности и объемом.

Часть I содержит 26 заданий с кратким ответом, при выполнении которых обучающиеся демонстрируют знания хронологии, понятийного аппарата, исторической картографии, персоналий.

В части I предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания закрытого типа на проверку знаний исторических фактов, процессов, явлений, где ответом является 1 (одна) буква правильного варианта ответа (№ 1-№ 4) и 2 (две) буквы правильных вариантов ответа в иллюстративном задании (№ 5);
  • задания открытого типа на проверку знаний исторической терминологии (№ 6-№ 9), где ответами является дата, слово или словосочетание;
  • задание на работу с картой-схемой (№ 10), где необходимо проанализировать суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте на предмет их правильности;
  • задания на множественный выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 11-№ 15);
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах (№ 16-№ 20);
  • задания на определение хронологической последовательности расположения данных элементов (№ 21–№ 25);
  • задание на соотнесение исторических фактов, представленных в таблице с предложенными элементами, представленными в приведенном списке данных (№ 26).

Часть II содержит 3 задания с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение обучающимися различных комплексных умений.

Задание № 27 связано с анализом текстового исторического источника, с умением использовать информацию из исторического источника.

Задание № 28 связано с привлечением исторических фактов для аргументации предложенной точки зрения (позиции).

Задание № 29 предполагает написание последовательного связного текста по одному из хронологических периодов отечественной истории (историческое сочинение). Задание имеет творческий характер, который проявляется, во-первых, в самостоятельном отборе обучающимся учебного материала, используемого для написания сочинения, во-вторых, в самостоятельном построении композиции сочинения, в-третьих, в самостоятельном формулировании рассуждений. От эффективности решения трех перечисленных задач, а также от того, насколько хорошо обучающийся владеет учебным материалом, во многом зависит успешное написание исторического сочинения.

Типичные ошибки при выполнении заданий ЧАСТИ I

 1) В тестовых заданиях открытого типа, где ответами являются дата, слово либо словосочетание (задания № 6-9), неточно сформулирован ответ.

2) Ошибки в работе с картой (задание № 10).

3) Сложности в заданиях на определение соответствия между событиями и участниками этих событий, между личностями и их характеристиками, между датами и событиями (задания № 16-20).

4) Большое количество ошибок в заданиях на установление хронологической последовательности событий (задания № 21-25).

Типичные ошибки при выполнении заданий ЧАСТИ II

1) Задание № 27 (с историческим источником): возникали трудности при составлении собственных вопросов: нарушена логическая связь между словосочетаниями, нарушен порядок слов в вопросе, вопрос повторялся с вопросами, приведенными в задании.

2) Задание № 28 (на аргументацию):

  • приведение фактов без объяснения, как именно они связаны с аргументируемой точкой зрения,
  • изложение аргументов без ссылки на исторические факты,
  • непонимание разницы между аргументом и историческим фактом,
  • сложность в подборе аргументов и в их подтверждении фактами,
  • объяснение присутствовало, но имело формальный характер,
  • не пользуются историческими терминами.

3) Задание № 29 (историческое сочинение):

  • некорректное использование исторических терминов,
  • неверно указаны события или процессы,
  • не охарактеризована роль названных личностей,
  • нарушена логика изложения,
  • нет понимания особенности периода,
  • допущены фактические ошибки,
  • отсутствует мнение историков по оценке исторического периода,
  • отсутствуют причинно – следственные связи между описываемыми событиями.