Ошибки, допущенные участниками апробации ККЗ ГИА по истории по основным образовательным программам среднего общего образования в 2020 году
ККЗ по истории нацелен на выявление образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций. ККЗ охватывает содержание курса истории Отечества (с учетом регионального компонента (история Донбасса)), всеобщей истории с начала ХX в. до настоящего времени, включает в себя значительный объем фактического материала и проверяет аналитические умения обучающихся.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе требований обновленного Государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой выполнения, уровнем сложности и объемом.
Часть I содержит 26 заданий с кратким ответом, при выполнении которых обучающиеся демонстрируют знания хронологии, понятийного аппарата, исторической картографии, персоналий.
В части I предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания закрытого типа на проверку знаний исторических фактов, процессов, явлений, где ответом является 1 (одна) буква правильного варианта ответа (№ 1-№ 4) и 2 (две) буквы правильных вариантов ответа в иллюстративном задании (№ 5);
- задания открытого типа на проверку знаний исторической терминологии (№ 6-№ 9), где ответами является дата, слово или словосочетание;
- задание на работу с картой-схемой (№ 10), где необходимо проанализировать суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте на предмет их правильности;
- задания на множественный выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 11-№ 15);
- задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах (№ 16-№ 20);
- задания на определение хронологической последовательности расположения данных элементов (№ 21–№ 25);
- задание на соотнесение исторических фактов, представленных в таблице с предложенными элементами, представленными в приведенном списке данных (№ 26).
Часть II содержит 3 задания с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение обучающимися различных комплексных умений.
Задание № 27 связано с анализом текстового исторического источника, с умением использовать информацию из исторического источника.
Задание № 28 связано с привлечением исторических фактов для аргументации предложенной точки зрения (позиции).
Задание № 29 предполагает написание последовательного связного текста по одному из хронологических периодов отечественной истории (историческое сочинение). Задание имеет творческий характер, который проявляется, во-первых, в самостоятельном отборе обучающимся учебного материала, используемого для написания сочинения, во-вторых, в самостоятельном построении композиции сочинения, в-третьих, в самостоятельном формулировании рассуждений. От эффективности решения трех перечисленных задач, а также от того, насколько хорошо обучающийся владеет учебным материалом, во многом зависит успешное написание исторического сочинения.
Типичные ошибки при выполнении заданий ЧАСТИ I
1) В тестовых заданиях открытого типа, где ответами являются дата, слово либо словосочетание (задания № 6-9), неточно сформулирован ответ.
2) Ошибки в работе с картой (задание № 10).
3) Сложности в заданиях на определение соответствия между событиями и участниками этих событий, между личностями и их характеристиками, между датами и событиями (задания № 16-20).
4) Большое количество ошибок в заданиях на установление хронологической последовательности событий (задания № 21-25).
Типичные ошибки при выполнении заданий ЧАСТИ II
1) Задание № 27 (с историческим источником): возникали трудности при составлении собственных вопросов: нарушена логическая связь между словосочетаниями, нарушен порядок слов в вопросе, вопрос повторялся с вопросами, приведенными в задании.
2) Задание № 28 (на аргументацию):
- приведение фактов без объяснения, как именно они связаны с аргументируемой точкой зрения,
- изложение аргументов без ссылки на исторические факты,
- непонимание разницы между аргументом и историческим фактом,
- сложность в подборе аргументов и в их подтверждении фактами,
- объяснение присутствовало, но имело формальный характер,
- не пользуются историческими терминами.
3) Задание № 29 (историческое сочинение):
- некорректное использование исторических терминов,
- неверно указаны события или процессы,
- не охарактеризована роль названных личностей,
- нарушена логика изложения,
- нет понимания особенности периода,
- допущены фактические ошибки,
- отсутствует мнение историков по оценке исторического периода,
- отсутствуют причинно – следственные связи между описываемыми событиями.