Ошибки, допущенные участниками апробации ККЗ ГИА по русскому языку по основным образовательным программам среднего общего образования в 2020 году

Экзаменационная работа по русскому языку – изложение с творческим заданием.

В результате проверки было выявлено, что большинство учащихся не умеют логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения; подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание; осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием.

Вследствие этого в работах учащихся можно видеть большое количество логических ошибок, связанных с доказательной частью сочинений, где нужно продемонстрировать умение выстраивать умозаключения, не нарушая причинно-следственные связи, а также подбирать убедительные аргументы, соответствующие тезису.

Таким образом, к типичным ошибкам, допущенным учащимися при написании изложения, следует отнести:

  • неумение отбирать средства языка для выражения мысли, избегать повторов, однотипных синтаксических конструкций;
  • ошибки в использовании языковых средств логической связи;
  • нарушения абзацного членения текста;
  • однообразие грамматического строя речи;
  • неуместная парцелляция, неоправданные повторы.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • правописание безударных гласные в корне;
  • употребление мягкого знака в глаголах неопределённой формы;
  • правописание НЕ с различными частями речи;
  • Н и НН в словах различных частей речи.

Замечания и предложения

Ученики не научились выделять вводные слова и обособленные члены предложения, употреблять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, особенно если придаточное предложение находится внутри главного, путают предложение с однородными членами и сложносочинённое предложение. Одной из самых распространённых грамматических ошибок является построение предложения с деепричастным оборотом. Также большие затруднения учащихся вызывает согласование подлежащего и сказуемого, соблюдение норм управления (употребление предлогов).

Речевые ошибки чаще всего вызваны употреблением слова в несвойственном ему значении и нарушением лексической сочетаемости.

Жизненно востребованными в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьёзное внимание. Обучение свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе. Учителям, преподающим в 11-х классах, рекомендовано уделять больше внимания работе с текстом, умению вычленять главное; научить обучающихся подбирать аргументы к высказыванию, опираясь на читательский опыт, т.е. приводить литературные примеры, подходящие к теме сочинения (в данном случае – творческого задания). Обратить внимание на передачу текста от 3-го лица, не допуская в первом предложении изложения писать «автор», не называя фамилии, или, не говоря о писателе, указывать только его имя (исключить фамильярность).

Проблема повышения уровня орфографической грамотности на современном этапе не может быть решена в отрыве от освоения таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика. Проводя комплексную работу в этом направлении, учителю необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс активным и осознанным.

С использованием этих же подходов следует решать проблему повышения уровня пунктуационной грамотности. При обучении синтаксису и пунктуации следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания в продуктивной речевой деятельности.  Необходимо добиваться осознанного подхода учащихся к употреблению знаков препинания, формируя представления об их функциях в письменной речи. При обучении синтаксису следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания на практике.