Оценка качества дополнительного профессионального образования

Социальные преобразования последних десятилетий внесли серьезные изменения в ранее сложившуюся систему профессионального образования стран постсоветского пространства. В ходе становления системы профессионального образования изменилась  сама концепция профессионального образования: «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь, т.е. ведущей становится идея непрерывного образования, способствующего развитию человека как личности на протяжении всей жизни, повышению возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Анализ нормативно-правовых документов стран постсовецкого пространства показал, что в целом подход к понятию дополнительного профессионального образования (далее ДПО) взрослых идентичен и рассматривает его как образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется в данных странах посредством реализации дополнительных профессиональных программ (Рис. 1):

  • повышения квалификации;
  • профессиональной переподготовки.

В Донецкой Народной Республике  дополнительное профессиональное образование осуществляется и посредством реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура).

Рис.1. Осуществление дополнительного профессионального образования

На современном этапе развития системы дополнительного профессионального образования (ДПО) взрослых вопрос об оценке его качества и эффективности является одним из доминирующих, но пока слабо изучен. Формирование системы оценки качества ДПО на стадии становления.

В отношении сущности понятия «качество обучения в системе ДПО» в науке нет единого мнения. Будем рассматривать качество ДПО взрослых как степень удовлетворения запросов потребителей профессионально-образовательных услуг (взрослого обучающегося, работодателя, общества, государства), степень «пригодности» выпускника системы ДПО взрослых к эффективной и квалифицированной профессиональной деятельности.

Оценку качества дополнительного профессионального образования взрослых можно разделить на 2 вида (Рис 2.):

  • внутренняя оценка качества (проводится на уровне учреждения дополнительного профессионального образования по средствам анкетирования слушателей, самоанализа образовательных программ и др.);
  • внешняя оценка качества (проводится сторонними организациями).

Рис. 2. Виды оценки качества дополнительного профессионального образования

Качество как понятие относительное имеет два аспекта:

  • первый – это соответствие стандартам или спецификации;
  • второй – соответствие запросам потребителя (обучающиеся, организации, предприятия, учреждения).

Исходя из того, что главной задачей политики образования ДНР является интеграция в образовательное пространство Российской Федерации, рассмотрим оценку качества ДПО на примере Российской Федерации.

Внутренняя оценка качества ДПО в Российской федерации проводится в отношении:

  • соответствия результатов освоения дополнительных профессиональных программ заявленным целям и планируемым результатам обучения;
  • соответствие процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительных профессиональных программ установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
  • способность организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

Организация, реализующая ДПО самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Проблема независимой оценки и признания качества в сфере ДПО – одна из самых актуальных в современном российском образовании. Одним из основных направлений независимой оценки качества в сфере ДПО является профессионально-общественная аккредитация и общественная аккредитация.

Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» также регламентируются данные виды независимой оценки качества образования (статья 92).

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям государственных, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

В системе дополнительного профессионального образования выбор той или иной модели независимой оценки и признания качества в значительно большей степени, чем для среднего профессионального или высшего образования, определяется подвидом программы и целевой группой потребителей.