Оценка качества дополнительного образования детей

Система дополнительного образования предоставляет большие возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала общества, что является важным фактором социально-экономического развития государства, сохранения культурных традиций, создания и продвижения позитивного имиджа Донецкой Народной Республики.

 Концепция развития дополнительного образования детей

Одной из актуальных проблем развития дополнительного образования детей является определение качества дополнительного образования. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся чётко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остаётся одним из наименее определённых.

Оценивание деятельности учащихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка – мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.

В дополнительном образовании невозможно оценивание, принятое в общем образовании, так как традиционная отметка носит выраженный знаниевый характер. Она выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.

Оцениваниеэто сопоставление полученных результатов с предполагаемыми или заданными по определенным критериям или как качественный анализ деятельности относительно реализации целей.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет оценивание результативности деятельности обучающихся в ходе освоения дополнительных образовательных программ. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из своих педагогических целей и задач.

Критерии оценивания деятельности обучающихся, применяемые сегодня в учреждениях дополнительного образования детей:

  • освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы;
  • устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области;
  • личностные достижения обучающихся.

Оценка качества образования в учреждении дополнительного образования детей включает в себя две составляющие – внешнюю оценку и внутреннюю оценку.

Внешняя оценка качества дополнительного образования детей осуществляется в процессе: экспертных проверок, аттестации педагогических и руководящих кадров УДО.

Внутренняя оценка качества дополнительного образования детей осуществляется в процессе: внутреннего контроля, самоанализа деятельности, мониторинга результатов деятельности.

Система мониторинга качества образования учреждений дополнительного образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательного учреждения.

Мониторинг – это:

  • оценка соответствия фактических результатов заявленным целям, образовательным потребностям населения;
  • измерение изменений во внутренних и внешних элементах системы деятельности образовательного учреждения;
  • система критериев, показателей и технологий отслеживания состояния и развития образовательного процесса;
  • функция управления, обеспечивающая получение обратной связи для принятия
  • управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса
  • системное наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза качества образования;
  • система сбора, анализа, обработки, хранения, представления информации;
  • информационная база управления, система построения информационных потоков в образовательном учреждении;
  • система выявления и оценивания промежуточных результатов и факторов, влияющих на них.

Субъектом мониторинга является не только тот, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и тот, результат чьей деятельности оценивается.

Объектом мониторинга в соответствии с современными требованиями к образованию детей может быть, например: цель деятельности, результаты обучения, воспитания, развития детей, результаты реализации социально-педагогических функций.

Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других.

Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др.

Предмет мониторинга на уровне учреждения – реализация целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы  деятельности.

Трудности организации мониторинговой деятельности в учреждениях дополнительного образования:

  • проблемы качества и стандартизации дополнительного образования детей;
  • недостаточная разработанность содержания деятельности учреждениях дополнительного образования;
  • сложность организации дополнительного образования детей;
  • несовпадение целевых ориентаций субъектов деятельности;
  • система дополнительного образования детей недостаточно обеспечена профессиональными кадрами;
  • трудности практической реализации процесса мониторинга.

Сложность оценки качества дополнительного образования заключается в наличии существенных различий во взглядах на качество дополнительного образования детей по сравнению с общим образованием. Прежде всего они состоят в отсутствии в дополнительном образовании образовательных стандартов, необходимости ориентироваться на запросы потребителей и гибко реагировать на изменения внешней среды. Признание права каждого ребенка на свободный выбор дополнительного образования, определение содержания образования и приоритетных результатов, свое видение условий, процессов, их обеспечивающих – все это затрудняет определение критериев и показателей качества дополнительного образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в дополнительном образовании личностные достижения ребенка могут рассматриваться как значимый критерий его качества и результативности.