Об итогах IV Республиканской научно-практической конференции «Управление качеством образования: теория и практика»

5 ноября  2020 года в Донецке прошла  IV  Республиканская научно-практическая конференция, которую ежегодно организует  Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки. Тема 2020 года:  «Управление  качеством образования: теория и практика».

Конференция прошла  при непосредственной поддержке Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.  Соучредителями конференции являлись ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», Управление образования администрации города Донецка.

В связи с требованиями санитарно-эпидемиологической безопасности в этом году конференция была проведена в новом формате – в режиме онлайн.

Целью конференции было представление, обобщение и распространение опыта управления качеством образования.

С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель  Министра образования и науки Донецкой Народной Республики Удовенко  Андрей  Васильевич. Он поприветствовал гостей и участников конференции, отметил глубину тем  и повышение научного уровня конференции. В связи с переходом на российские образовательные стандарты замминистра  отметил, что сейчас на первый план выходят необходимость адаптации образования к новым вызовам экономики знаний, ориентация на его функциональность как базовую составляющую «универсальной» системы непрерывного образования. Это с еще большей остротой ставит проблему грамотности и функциональной грамотности взрослых в новом тысячелетии и позволяет по-новому расставить акценты, перенеся рассмотрение данных вопросов из обыденной и житейской плоскости в плоскость профессионально-педагогическую и социально-экономическую. Главная задача образования – «формирование человека, самообразовывающегося в течение всей жизни». В конце своего выступления Удовенко Андрей Васильевич  пожелал всем плодотворной работы.

Начальник Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, кандидат юридических наук Волкова Любовь Николаевна представила вниманию слушателей доклад «Цифровизация образования: новые возможности в эпоху глобальных вызовов». В своём докладе она акцентировала внимание слушателей на том, что необходимость создания электронной информационно-образовательной среды в Донецкой Народной Республике продиктована не только требованиями к системе образования, предъявляемыми современным информационным обществом, но и глобальными вызовами, с которыми столкнулось всё человечество в наши дни. Использование информационных технологий в образовательном процессе в рамках электронной информационно-образовательной среды изменяет стратегию образования, придает ему инновационный характер и выводит на качественно новый уровень.

Об особенностях управления качеством образования на различных уровнях  говорила начальник управления образования администрации города Донецка Светлана Александровна Везденко.

Аспекты системы оценки качества профессионального роста управленческих и педагогических кадров осветила и.о. ректора ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», доктор педагогических наук Лариса Алексеевна Деминская. Она отметила, что мониторинг профессиональных компетенций педагога становится эффективным инструментом поддержки профессионального развития учителя.

Затем на пленарном заседании выступил эксперт по оценке квалификаций, профессиональной стандартизации и профессионально-общественной аккредитации АНО «Национального агентства развития квалификаций» Российской Федерации Артур Асхатович Салахов. В своём выступлении он затронул вопросы профессиональной аккредитации образовательных программ в Национальной системе квалификаций Российской Федерации. По мнению докладчика, профессиональный стандарт – это современный инструмент описания квалификаций с учётом общих и специальных трудовых функций и действий, а профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – это признание качества и соответствия образовательной программы требованиям профессиональных стандартов.

Методист методического центра управления образования администрации города Макеевка, заслуженный учитель Российской Федерации,  Еремизина Людмила Александровна  своё выступление посвятила вопросам работы с кадрами как компонентом системы управления качеством образования. Она отметила, что управление качеством образования в школе начинается с работы по повышению  профессионального уровня конкретного учителя.

В рамках работы конференции была организована работа трёх секций:

  1. Современные подходы к управлению качеством образования.
  2. Роль педагога в управлении качеством образования.
  3. Информационная образовательная среда современного образовательного учреждения как фактор повышения качества образования.

 

В ходе работы секций были освещены следующие вопросы:

  • информационно-аналитическая система управления учебным процессом как один из современных подходов к управлению качеством образования в условиях внедрения нового Государственного стандарта;
  • мониторинг как основной механизм повышения качества образования;
  • роль директора школы как инновационного менеджера образовательного учреждения;
  • педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога;
  • деятельность методической службы по созданию условий для профессионального роста педагогов;
  • учёт результатов процедур оценки качества образования в деятельности по профессиональному развитию педагогических кадров;
  • профессиональное развитие личности педагога как условие повышения качества образования;
  • профессиональная компетентность педагога в условиях модернизации методики преподавания учебных предметов в образовательной организации;
  • профилактика профессионального выгорания педагогов;
  • управление качеством образовательного процесса как условие конкурентоспособности выпускника образовательной организации среднего профессионального образования;
  • управление самостоятельной работой студентов как фактор повышения качества подготовки выпускников образовательной организации среднего профессионального образования;
  • преподаватель высшей школы в современном образовательном пространстве;
  • проблемы информатизации образовательной среды современного образовательного учреждения;
  • дистанционные образовательные технологии как фактор повышения качества образования;
  • современные тенденции управления развитием единой информационно-образовательной среды образовательной организации.

В конференции приняли участие более 150  работников образования из Российской Федерации, Луганской Народной Республики и всех административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики: государственные служащие различных подразделений в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики, научные сотрудники, преподаватели и руководители образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики, научные работники и методисты ГОУ ДПО «ДонРИДПО», руководители образовательных организаций республики, учителя-предметники,  воспитатели, педагоги дополнительного образования детей, методисты.

Активное участие в работе секций приняли представители образовательных организаций Донецка, Макеевки, Шахтёрска, Тореза.

В своих докладах участники конференции раскрыли актуальные вопросы образования и поделились накопленным опытом работы.

На конференции заслушаны 5 пленарных докладов; проведено обсуждение актуальных проблем, связанных с управлением качеством образования; намечены перспективы внедрения новых информационных технологий и развития цифровой дидактики.

Все участники конференции отметили, что качество образования в образовательных организациях разного уровня должно соответствовать современным требованиям в области качества, в том числе и тенденциям все более широкого использования наукоемких технологий и информационных ресурсов общества, достижений в области компьютерных информационно-

коммуникационных систем, инновационных подходов к формированию и развитию личности субъекта образования.

Подводя итоги работы секций и конференции в целом, можно отметить, что обмен инновационными идеями и перспективным педагогическим опытом, который состоялся между участниками, является основой для повышения управленческой культуры в сфере качества образования, подготовки компетентного и конкурентоспособного педагогического работника, а также эффективного взаимодействия на всех уровнях между образовательными организациями и органами управления Донецкой Народной Республики.

Научно-методические материалы конференции могут быть использованы для профессиональной деятельности в информационном, исследовательском и в практическом аспектах.

Участники конференции выразили благодарность организаторам конференции и высказали пожелание сделать её полем для ежегодных педагогических дискуссий. 

По итогам работы конференции была принята резолюция.