Об итогах апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2020 году

В феврале-марте 2020 года Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки была проведена апробация контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году, целью которой была проверка и оценка измерительных качеств контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования. 

Задачи апробации заключались в:

  • оценке эффективности использования разработанных контрольных комплексов экзаменационных заданий в контексте процедуры оценки качества среднего общего образования;
  • выявлении заданий, в которых есть недочеты (несоответствие трудности заданий уровню подготовленности испытуемых; непонятные или двусмысленные формулировки заданий, неработающие дистракторы в заданиях закрытой формы и др.);
  • анализе ответов на открытые вопросы с целью возможного уточнения формулировки правильных ответов или оценочной схемы;
  • определении среднего количества времени, необходимого обучающимся для выполнения всего теста.

Для проведения апробации были выбраны пять учебных предметов: русский язык, математика, история, информатика и ИКТ, иностранный язык (английский).

В апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2020 году приняли участие 12 общеобразовательных организаций и 3 образовательные организации высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики.

Выборка участников апробации по учебным предметам, вынесенным на государственную итоговую аттестацию, формировалась из выпускников общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики и слушателей подготовительных курсов для будущих абитуриентов образовательных организаций высшего профессионального образования.

Общее количество обучающихся, принявших участие в апробации ККЗ ГИА в 2020 году составило 571 обучающийся, из них:

по русскому языку – 159 обучающихся,

по математике – 124 обучающихся,

по истории – 102 обучающихся,

по информатике и ИКТ – 75 обучающихся,

по иностранному языку (английский язык) –  111 обучающихся.

Апробация контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году проходила в соответствии с Планом-графиком.

Представители Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки обеспечили участников апробации вариантами контрольных комплексов заданий, бланками ответов, а также осуществляли контроль за ходом выполнения заданий.

Условия проведения апробации были максимально приближены к условиям проведения ГИА. Во время проведения апробации в аудитории для каждого обучающегося было подготовлено отдельное рабочее место, также выделялось отдельное место для личных вещей; отсутствовали стенды, плакаты и иные материалы с информацией по учебному предмету, по которому проводилась апробация.

Общее время нахождения обучающихся в аудитории не превышало утвержденную продолжительность выполнения экзаменационной работы государственной итоговой аттестации по соответствующему учебному предмету:

по русскому языку – 210 минут (3,5 часа);

по математике – 230 минут (3 часа 50 минут);

по истории – 210 минут (3,5 часа);

по информатике и ИКТ – 210 минут (3,5 часа);

по иностранному языку – 180 минут (3 часа).

В целом, проведенная апробация контрольных комплексов заданий показала, что:

  • структура и содержание контрольных комплексов заданий соответствует Государственному образовательному стандарту среднего общего образования;
  • содержание контрольных комплексов заданий способствует объективному оцениванию достижений обучающихся общеобразовательных организаций и дифференцированию их по уровням подготовки;
  • нормативного времени достаточно для выполнения контрольных комплексов заданий.

Написание письменной работы в формате апробации контрольных комплексов заданий даёт возможность:

  • администрации общеобразовательного учреждения провести аудит готовности обучающихся и учителей к участию в государственной итоговой аттестации;
  • учителям скорректировать план подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации;
  • обучающимся получить опыт участия в государственной итоговой аттестации и оценить уровень своей подготовки, своевременно выявить пробелы в знаниях по конкретному учебному предмету.