Об итоговом сочинении в Донецкой Народной Республике

Сегодня, 8 декабря 2021 года, обучающиеся выпускных классов Донецкой Народной Республики впервые будут писать итоговое сочинение. Итоговое сочинение — это испытание, которое проводится с целью «выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме». С этого года успешное написание итогового сочинения – это условие допуска к главному оценочному мероприятию республики — ГИА-11.

На протяжении десятилетий для многих поколений советских школьников сочинение традиционно выступало в качестве выпускного письменного экзамена по русскому языку и литературе. С развалом советского государства эта форма итоговой аттестации прекратила своё существование. Сторонники отмены сочинения в качестве основного довода в свою пользу указывали на чрезвычайную сложность этой формы аттестации для нового поколения школьников. В результате на постсоветском пространстве в школьной программе сочинения уступили место более простым видам письменных работ — изложению и диктанту.

В России, в образовательное пространство которой интегрируется система образования Донецкой Народной Республики, историческое решение о возвращении экзаменационного сочинения в школьную программу было принято осенью 2013 года. По официальному поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина итоговое сочинение начиная с 2014/15 учебного года входит в программу школьных экзаменов российских школьников.

Следуя намеченному интеграционному курсу, Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики в конце сентября 2021 года огласило пять тематических направлений, по которым школьникам республики предстояло писать первое за шесть лет существования государственной итоговой аттестации выпускное сочинение. Тематика направлений идентична той, которая была предложена обучающимся в Российской Федерации:

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание: вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Следует отметить, что в официальных документах чётко обозначено, что итоговое сочинение как экзамен носит надпредметный характер. То есть проверяют не только грамотность и начитанность обучающихся, но и другие навыки. В Методических рекомендациях Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки сказано, что итоговое сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Стоит заметить, что не все выпускники Донецкой Народной Республики обязаны писать итоговое сочинение. Такие категории выпускников, как учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды; учащиеся, получающие среднее общее образование в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении имеют право вместо итогового сочинения писать изложение.

Проводиться итоговое сочинение будет в строгом соответствии с санитарно-эпидемиологическими рекомендациями и требованиями Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики. Учитывая режим повышенной готовности и риска распространения COVID-19, каждая образовательная организация республики реализует комплекс необходимых мер, обеспечивающих эпидемиологическую безопасность учителей и обучающихся.

На саму работу школьникам отводится 3 часа 55 минут. Минимальный объём работы — 250 слов, но желательно, чтобы работа содержала около 350 слов. Свои результаты школьники узнают после проверки, на которую выделяется не более 7 календарных дней.

Сочинения будут оцениваться экспертной комиссией, состоящей из учителей-предметников, по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция, качество письменной речи и грамотность. Два первых критерия из этого списка — соответствие теме и аргументация — являются обязательными. Помимо них, необходимо выполнить ещё как минимум один критерий.

По части грамотности школьникам была сделана существенная поблажка — при написании работы они смогут использовать орфографический словарь.

Оцениваться сочинение будет по системе «зачёт»/«незачёт». Те, кто получит «незачёт», лишаются права на сдачу Единого республиканского экзамена. Впрочем, у тех, кто не смог удачно написать сочинение с первого раза, будет ещё два шанса исправиться (в феврале и мае) в дополнительные сроки. Своим правом написать сочинение в дополнительные сроки также смогут воспользоваться и те, кто по уважительным причинам отсутствовал или не смог его закончить в день написания.

Республиканская служба по контролю и надзору желает удачи всем учителям и обучающимся республики, которые сегодня будут проходить это испытание!