Об итогах V Республиканской научно-практической конференции «Управление качеством образования. Образование в республике: проблемы и векторы развития»

9 ноября 2021 года в Донецке прошла V Республиканская научно-практическая конференция, которую ежегодно организует Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки. Тема пятой юбилейной конференции —  Управление качеством образования. Образование в республике: проблемы и векторы развития.

Конференция прошла при непосредственной поддержке Правительства Донецкой Народной Республики.  В связи с требованиями санитарно-эпидемиологической безопасности в этом году, как и в 2020, конференция была проведена в режиме онлайн.

Целью конференции было обсуждение актуальных проблем образования, направленное на формирование ориентиров развития образовательной деятельности в Донецкой Народной Республике.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Заместитель Председателя Правительства Донецкой Народной Республики Антонов Владимир Николаевич. Он поприветствовал гостей и участников конференции. В связи с переходом на российские образовательные стандарты Владимир Николаевич Антонов отметил, что сейчас  на первый план выходят вопросы качества и доступности образования в Донецкой Народной Республике. По его словам, качество образования  зависит от материально-технической базы и квалификационного уровня педагогов. Педагог является главной фигурой образовательного процесса и нравственным ориентиром для учащихся.

Далее слово взяла Стовба Наталья Ивановна, представитель Аппарата Правительства Донецкой Народной Республики, кандидат психологических наук. В своём выступлении она наметила ориентиры развития образования в Донецкой Народной Республике. 

Исполняющая обязанности руководителя Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Жиренкина Ольга Яковлевна представила вниманию слушателей доклад «Успешная реализация контрольно-надзорной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности системы образования Донецкой Народной Республики». Она акцентировала внимание слушателей на том, что высокая социальная значимость системы образования  предъявляет серьезные требования к организации деятельности образовательных учреждений: выдвигает условия участия в образовательном процессе и требования к оценке его эффективности, а также определяет необходимость учитывать интересы широкого круга заинтересованных лиц, общественных институтов и организаций. В свою очередь государственный контроль позволяет объективно оценивать состояние и предлагает пути совершенствования развития образования через оптимизацию механизма повышения результативности и качества образовательных услуг.

Директор департамента просвещения Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики Виталий Викторович Пестрецов в  своём докладе «Учреждения общего образования как участники конкурентных отношений в образовательной системе Донецкой Народной Республики» рассказал о механизмах конкурентоспособности в образовательных организациях республики. 

Векторы интеграции дополнительного профессионального образования  педагогических кадров в  образовательное пространство Российской Федерации осветила проректор по стратегическому развитию просвещения и интеграции ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», кандидат педагогических наук Прач Виктория Станиславовна.

Аноприенко Александр Яковлевич, ректор ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», кандидат технических наук, доцент в своём докладе говорил об условиях и перспективах обеспечения конкурентоспособности инженерного образования Донецкой Народной Республики в контексте цифровизации экономики.

Заведующий методическим кабинетом отдела образования администрации города Снежное Фоменко Людмила Евгеньевна своё выступление посвятила опыту работы своего методкабинета по вопросам организации взаимодействия и методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в условиях информатизации образования. Она рассказала о возможностях использования виртуального кейса  отдела образования города Снежное.

Алёхина Марина Анатольевна, директор МОУ «Школа №138 города Донецка» в своём выступлении рассказала о возможностях единой информационной-образовательной среды учреждения в управлении образовательным процессом на примере возглавляемой ею образовательной организации.

В рамках работы конференции была организована работа трёх секций:

  1. Конкурентоспособность системы образования Донецкой Народной Республики.
  2. Профессиональные компетенции педагога как условие обеспечения качества образования.
  3. Научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров.

В ходе работы секций были освещены следующие вопросы:

  • повышение конкурентоспособности образования в Донецкой Народной Республике;
  • модель повышения конкурентоспособности образовательного учреждения;
  • мониторинг управления качеством образования в условиях внедрения нового Государственного стандарта;
  • управление современной школой в контексте методического менеджмента;
  • влияние организационной культуры на эффективную деятельность образовательного учреждения;
  • оптимизация образовательного процесса в условиях реализации нового Государственного стандарта;
  • аспекты инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения;
  • управленческая компетенция личности руководителя учреждения дополнительного образования
  • гуманизация управленческих функций руководителя общеобразовательного учреждения;
  • современные подходы к научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
  • использование цифровых образовательных ресурсов для профессионального роста педагогов;
  • формирование кадрового резерва образовательной организации на основе форсайта;
  • профессиональное развитие личности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ГОС ДНР;
  • профессиональная компетентность педагога в условиях модернизации методики преподавания учебных предметов в образовательной организации;
  • проблемы информационной грамотности обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования;
  • адаптивное обучение в современном образовательном пространстве;
  • современная система оценки личностных достижений обучающихся;
  • проектирование и реализация проблемного обучения;

В конференции приняли участие более 260  работников образования из Российской Федерации и всех административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики: государственные служащие различных подразделений в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики, научные сотрудники, преподаватели и руководители образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики, научные работники и методисты ГОУ ДПО «ДонРИДПО», руководители образовательных организаций республики, учителя-предметники,  воспитатели, педагоги дополнительного образования детей, методисты.

Юбилейная конференция стала знаменательным событием в жизни республики. Она вызвала большой интерес в высших учебных заведениях Донецкой Народной Республики и привлекла внимание широкой научно-педагогической общественности. 7 докторов наук, 32 кандидата наук из четырёх ведущих учреждений высшего профессионального образования республики и Российской Федерации приняли участие в этом научном форуме (Донецкий национальный университет, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, Донецкий национальный  медицинский университет имени М. Горького, Донецкий национальный технический университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Ельцина). Следует отметить, что Донецкий национальный технический университет для участия в конференции в 2021 году направил самую представительную делегацию, состоящую из 40 участников (профессорско-преподавательский состав и магистранты), которую возглавил сам руководитель высшего учебного заведения  Аноприенко Александр Яковлевич, тем самым подтвердив академическую репутацию и, следовательно, конкурентоспособность своего ВУЗа на рынке образовательных услуг.

Активное участие в работе секций приняли представители образовательных организаций Донецка, Макеевки, Ясиноватой.

В своих докладах участники конференции раскрыли актуальные вопросы образования и поделились накопленным опытом работы.

В рамках конференции было проведено 2 мастер-класса и один тренинг. Кузнецова И.В., заместитель директора по УВР, учитель информатики и ИКТ МОУ «Специализированная физико-математическая школа № 35 города Донецка» провела тренинг «Организация дистанционных курсов на платформе CANVAS как средство повышения конкурентоспособности системы образования Донецкой Народной Республики». Глюза О.А., заместитель директора по УВР, учитель математики МОУ «Школа с углублённым изучением отдельных предметов № 114 города Донецка» провела мастер-класс «Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога». Куконос С.Г., методист отдела социально-педагогических измерений в образовании ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» «Использование цифровых образовательных ресурсов для профессионального роста педагогов».

 Важность проблем, поднятых в ходе конференции, обусловлена интеграционными процессами, в которые вовлечена образовательная сфера Донецкой Народной Республики. Интеграция в образовательное пространство Российской Федерации требует от республиканской системы образования учитывать изменившиеся к нему требования и подходы. Главная задача, которую поставил президент РФ Владимир Путин в Указе о национальных целях и задачах развития государства на период реализации до 2024 года заключается в том, что «российское образование должно стать глобально конкурентоспособным, а страна войти в число 10 ведущих государств мира по качеству общего образования».

Все участники конференции отметили, что конкурентоспособность образовательной организации зависит от качества образования, его соответствия потребностям общества и самого человека. Одними из главных показателей конкурентоспособной образовательной организации  являются:

  • оптимальное осуществление инновационной деятельности, направленной на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса;
  • обеспечение качества образования, соответствующего современным требованиям педагогической теории и практики, способного удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства;
  • повышение профессионального роста педагогов.

Подводя итоги работы секций и конференции в целом, можно отметить, что обмен инновационными идеями и перспективным педагогическим опытом, который состоялся между участниками, является основой для повышения управленческой культуры в сфере качества образования, подготовки компетентного и конкурентоспособного педагогического работника, а также эффективного взаимодействия на всех уровнях между образовательными организациями и органами управления Донецкой Народной Республики.

Научно-методические материалы конференции могут быть использованы для профессиональной деятельности в информационном, исследовательском и в практическом аспектах.

Несмотря на гибридный формат конференции, общая атмосфера мероприятия была комфортной и предрасполагала к продуктивной работе. Участники конференции выразили благодарность организаторам конференции. 

По итогам работы конференции была принята резолюция.