Методическая помощь по внедрению ГОС общего образования

ВебинарФорма для обращенияМетодические рекомендацииТиповые вопросы и ответы

Вебинар «Государственный контроль качества в сфере образования»

Вебинар «Соответствие основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования требованиям государственного образовательного стандарта общего образования»

Вебинар «Соответствие структуры учебных планов образовательных программ общего образования требованиям государственных образовательных стандартов общего образования»

    Как взаимосвязаны такие документы как ГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа образовательной организации и к чьей компетенции относится их разработка?

    Согласно статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» к полномочиям республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, относится утверждение государственных образовательных стандартов. Государственный образовательный стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

    Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе государственных образовательных стандартов (часть 6 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»). Примерные основные образовательные программы утверждаются и вводятся в действие Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

    На основе примерной основной образовательной программы, образовательная организация разрабатывает основную образовательную программу, причем разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего общего образования. Все эти программы, объединенные вместе общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы образовательной организации (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами которые реализуются в образовательной организации, и составляют образовательную программу образовательной организации.

    Утверждение образовательной программы образовательной организации осуществляется  в соответствии с Уставом образовательной организации.

    Примерные основные образовательные программы отдельных учебных предметов, дисциплин, курсов служат ориентиром для авторов рабочих учебных программ.

    При взаимодействии образовательной организации с другими организациями создаются общее программно-методическое пространство, рабочие программы курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования конкретной образовательной организации.

    Является ли обязательной для всех образовательных организаций, реализующих ГОС начального общего образования, разработка программы коррекционной работы?

    На основании Государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО), утвержденного приказом Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 года № 119-НП, требование разработки в образовательной организации программы коррекционной работы предъявляется не только в случае организации в данной образовательной организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но оно также распространяется и на все образовательные организации, реализующие основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО).

    Это связано с включением в ГОС НОО требований к психолого-педагогическим условиям реализации ООП НОО (п. 29 ГОС НОО) и дополнением организационного раздела ООП НОО описанием системы условий реализации этой программы (п. 19 ГОС НОО).

    В данном случае необходимо обратить особое внимание на психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и так далее).

    Какие механизмы могут быть использованы для организации образовательного процесса в коррекционных классах общеобразовательных организаций при реализации ГОС общего образования?
     

    Как отмечено в разделе «Общие положения» государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования требования к результатам, структуре и условиям освоения соответствующих основных образовательных программ учитывают не только возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, но и образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Для организации образовательного процесса в коррекционных классах общеобразовательных школ при реализации ГОС общего образования могут быть использованы следующие механизмы:

    • учебный план образовательной организации, в особенности, часть, формируемая участниками образовательного процесса, а также индивидуальные учебные планы, которые могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей);
    • программа коррекционной работы, которая должна быть направлена в этом случае на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении соответствующей основной образовательной программы, оказание помощи и поддержки детям данной категории;
    • программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (на ступени начального общего образования);
    • программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (в части формирования культуры здорового и безопасного образа жизни);
    • внеурочная деятельность;
    • механизмы создания кадровых, материально-технических, психолого­педагогических и иных условий реализации соответствующей основной образовательной программы (социальное партнерство, сетевое взаимодействие, структурно-организационная оптимизация образовательной организации, персонифицированные модели повышения квалификации и т.д.).

    Предлагаемые механизмы согласуются с общим восприятием системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как полноправной составляющей системы образования Донецкой Народной Республики и приоритетным развитием различных форм интегрированного образования этой категории обучающихся.

    Важно также отметить, что согласно части 1 статьи 3 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» обеспечены государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

    Должна ли образовательная организация разрабатывать адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) (1-4 классы), обучающихся в общеобразовательных классах школы?

    В соответствии с частью 1 статьи 76 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»  содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ (пункт 6 части 3 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»). Следовательно, при наличии в образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация обязана разработать и утвердить адаптированную образовательную программу для данной категории обучающихся.

    Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

    Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

    Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в отдельных классах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.

    В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование адаптированных образовательных программ.

    Возможно ли включение в учебный план для первых классов части, формируемой участниками образовательного процесса?

    Согласно п. 15 ГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

    Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Данное требование распространяется и на учебный план, который является составной частью ООП НОО.

    Каких-либо других ограничений на распределение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, по классам (годам обучения) стандарт не накладывает. Это делает возможным включение части, формируемой участниками образовательного процесса, в учебный план для первых классов.

    Дополнительно необходимо отметить, что содержательное наполнение этой части учебного плана должно быть основано на учете мнения участников образовательного процесса и, по возможности, рекомендаций специалистов, например, дошкольной образовательной организации, а также специфики самой образовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования.

    Что должен содержать план внеурочной деятельности образовательной организации?

    Согласно Примерным основным образовательным программам начального, основного, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.08.2020 № 1182, в структуру основных образовательных программ общего образования включен план внеурочной деятельности, являющийся, вместе с учебным планом, основным организационным механизмом реализации этих программ.

    План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

    План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся по программам начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения), основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) и среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

    Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

    Каковы критерии готовности образовательной организации к реализации ГОС общего образования?

    Основой для построения критериальной базы, характеризующей готовность образовательной организации к реализации ГОС общего образования, является системный подход, связанный в данном случае с созданием нормативно-правовых, организационных, кадровых, научно­методических, информационных, материально-технических и иных условий. Кроме того, необходимо учитывать компетенцию и ответственность образовательной организации, закрепленную в статье 25 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», а также требования государственных образовательных стандартов общего образования.

    Таким образом, для образовательной организации могут быть выдвинуты следующие критерии готовности к реализации ГОС общего образования:

    • разработаны и утверждены основные образовательные программы общего образования образовательной организации, включая часть, формируемую участниками образовательного процесса;
    • осуществлено повышение квалификации педагогических работников организации по проблеме реализации новых образовательных стандартов;
    • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ГОС общего образования;
    • Устав образовательной организации, его локальные акты (положения, инструкции и т.д.) приведены в соответствие с требованиями ГОС общего образования (цели образовательного процесса, режим занятий, компетенция органов государственно-общественного управления и т.п.);
    • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ГОС общего образования;
    • определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая реализацию внеурочной деятельности обучающихся;
    • определены необходимые кадровые условия реализации ООП общего образования, сформирован план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательной организации;
    • обеспечены необходимые материально-технические условия реализации ООП общего образования;
    • создана информационно-образовательная среда образовательной организации.

    Какие требования предъявляются к педагогическому составу образовательной организации в соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования?

    На основании Указа Главы Донецкой Народной Республики от 25.08.2020 № 293 «О применении на территории Донецкой Народной Республики Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийского классификатора занятий, Единого классификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов Российской Федерации», приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н, согласно пункта 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утверждена постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678) должность учителя отнесена к должностям педагогических работников.

    В свою очередь, частью 1 статьи 43 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

    Согласно положениям раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, в отношении учителя установлено требование о наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

    В настоящее время в системе образования Донецкой Народной Республики наиболее актуальной является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных организациях.

    Необходимо, чтобы каждый руководитель образовательной организации задумался о пути решения данной проблемы. Возможно, это разработка образовательными организациями плана мероприятий (дорожных карт) по решению кадрового дефицита. В план можно включить:

    • проведение ежегодного мониторинга потребности в педагогических кадрах образовательной организации;
    • заключение договоров на обучение по целевому направлению;
    • организация переподготовки лиц, не имеющих педагогического образования;
    • создание условий по успешной адаптации и закреплению молодых специалистов в профессии;
    • организация курсов профессиональной переподготовки соответствующей направленности педагогов на территории Российской Федерации;
    • организация работы с выпускниками школ, обучающимися в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования по направлению педагогическое образование, осуществление сопровождения студента со стороны школы на протяжении срока обучения, заключение соглашений с учебными заведениями на организацию студенческих практик на базе планируемого места трудоустройства выпускника в дальнейшем;
    • выявление обучающихся, склонных к педагогической деятельности профессиональная ориентация обучающихся образовательных организаций на получение педагогического образования.