Проектирование системы качества образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

В XXI веке качество жизни и качество образования декларируются как главные ориентиры глобальной политики ЮНЕСКО и ООН. Для координации разработки европейских стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений была создана Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. ENQA разработала «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе». Этот документ является основой для построения систем внутренней и внешней оценки и гарантии качества образования и аккредитации Европейских агентств по оценке качества образования. При этом отмечается, что в соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом, создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства.

Планомерная модернизация системы образования Донецкой Народной Республики  и интеграция в образовательное пространство Российской Федерации  предполагает создание интегрированной системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества высшего образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу. Поскольку высшее профессиональное образование Российской Федерации развивается в контексте мировых образовательных процессов, то перед вузами Донецкой Народной Республики стоит задача проектирования внутривузовской системы качества образования.

Внутривузовская система оценки качества образовательной организации предполагает анализ и объективную оценку образовательной деятельности вуза и его структурных подразделений, направленные на получение полной информации о реализации образовательного процесса и его результатах, что позволяет быть готовым к прохождению оценки качества в рамках процедур лицензирования, аккредитации и мониторинга эффективности.

Главными целями внутривузовской системы оценки качества образования являются мониторинг качества образования и выявление направлений улучшения качества образования во всех видах деятельности. Внутривузовская система качества должна основываться на следующих принципах, применяемых в современных моделях качества:

—  ориентация на потребителя (студентов, работодателей и др.);

—  ориентация на управление процессами образовательной и научной деятельности;

—   регулярная оценка (самооценка) процессов вуза.

Концепция  качества в вузе опирается на  следующие положения:

  1. Система качества обеспечивает выполнение только тех задач, которые может решить эффективная система управления. Она не панацея, а дно из средств достижения общей цели – повышения качества образования.
  2. Система качества – корпоративная система, успех её создания и внедрения напрямую зависит от вовлечённости всего коллектива учебного заведения в данный процесс.
  3. Основная цель создания системы – повышение эффективности образовательного процесса, поэтому важнейшей задачей является выбор критериев эффективности, их измерение и доведение полученных результатов до всех участников процесса.

Согласно данному подходу важнейшим документом создаваемой системы качества становится стратегический план деятельности вуза – доктрина развития образовательного учреждения. Данная доктрина является многоуровневой и включает:

на верхнем уровне – доктрину развития вуза в целом и основных направлений его деятельности (образовательной, научной и производственной);

на среднем уровне – доктрины развития факультетов вуза, создаваемые на основе документов верхнего уровня и конкретизирующие цели и задачи развития на уровне факультетов;

на нижнем уровне – доктрины развития подразделений вуза (кафедр, служб, отделов).

Практическими шагами по проектированию системы качества в образовательном учреждении высшего профессионального образования являются:

1) создание рабочей группы стратегического планирования (руководители вуза, руководители структурных подразделений (факультетов, кафедр, отделов), потребители (работодатели, студенты));

2) обеспечение системы обратной связи с потребителями, действенность механизмов реагирования на требования внешней среды и своевременную разработку корректирующих мероприятий;

3) внедрение модели самодиагностики и регулярность самооценки деятельности образовательной организации;

4) сформирование сбалансированной системы показателей, демонстрирующих результативность, эффективность и качество рабочих процессов, т.е. квалиметрическое обеспечение внутривузовской системы качества;

5) обеспечение уровня  квалификации экспертов по качеству в сфере знаний и навыков проектирования, интернационального сотрудничества, руководства проектными группами.

Таким образом, система стратегического планирования и управления качеством в образовательном учреждении высшего профессионального образования на современном этапе должна  учитывать требования интернационализации образования и науки, студенто-ориентированные концепции управления, принципы публичности (транспарентности) разрабатываемых и реализуемых моделей. Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательного процесса на основе тех или иных моделей  обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть — в образовательное учреждение, не посягая при этом на его академическую автономию, и экономя временные, человеческие и материальные  ресурсы, затрачиваемые на проведение внешней экспертизы.