О проведении круглого стола «Организация работы по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации в 2020 году»

26 ноября 2019 года в  Республиканской  службе по контролю и надзору в сфере образования и науки состоялось заседание круглого  стола на тему «Организация работы по разработке  контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации в 2020 году».

В заседании приняли участие представители Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, специалисты Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, методисты и руководители отделов ГОУ ДПО ДонРИДПО, представители научного и экспертного сообщества Донецкой Народной Республики.

Цель  проведения круглого стола являлось обеспечение качественной подготовки  контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев их оценивания.

На повестку дня были вынесены следующие вопросы:

  • Нововведения в Порядке проведения государственной итоговой аттестации в 2020 году.
  • Особенности прохождения государственной итоговой аттестации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами, а также теми, кто обучался по состоянию здоровья по индивидуальному учебному плану на дому или в медицинских организациях.
  • Требования к структуре и содержанию контрольных измерительных материалов ГИА 2020 с учетом вида государственного экзамена. Представление экзаменационных материалов на официальном сайте.
  • Структура и содержание контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2020 году и критерии их оценивания.

Заседание  круглого стола открыла начальник Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Любовь Волкова, которая в своем выступлении рассказала об основных нововведениях, которые были внесены в Проект Порядка проведения государственной итоговой аттестации в 2020 году. Эти изменения коснулись пунктов проведения экзаменов, категорий участников ГИА, видов Государственного экзамена, который  могут сдавать те или иные категории участников, также были разграничены и согласованы функции всех органов и структур системы образования при организации и проведении государственной итоговой аттестации в соответствии с определенными полномочиями, в том числе и по вопросу разработки контрольных измерительных материалов. 

 Далее слово взяла главный специалист отдела мониторинга качества образования Ольга Терещенко, которая акцентировала внимание присутствующих на особенностях прохождения государственной итоговой аттестации обучающимися с ограниченными  возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами, а также теми, кто обучался по состоянию здоровья по индивидуальному учебному плану на дому или в медицинских организациях. В частности Терещенко О.В. отметила тот факт, что  одним из специальных условий для этих категорий участников ГИА является выбор вида государственных экзаменов.

Государственные экзамены в 2020 году будут проводиться в виде:

  • Государственного обязательного экзамена (ГОЭ) по русскому языку – изложение с творческим заданием.
  • Государственного профильного экзамена (ГПЭ) по предметам по выбору – с использованием ККЗ стандартизированной формы.
  • Государственного выпускного экзамена по русскому языку (ГВЭ) – с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Результаты ГОЭ и ГПЭ признаются в качестве результатов вступительных испытаний при приеме в вузы, а результаты ГВЭ признаются только в качестве результатов ГИА по программам среднего общего образования.

Ведущий специалист отдела общего образования Департамента образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики  Наталья  Кривец  предоставила информацию о предварительной численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые планируют проходить государственную итоговую аттестацию по программам основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики. 

Её коллега, ведущий специалист сектора специального образования, обеспечения прав и социальной поддержки обучающихся  отдела общего образования Департамента образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики Евгения Недилько, предоставила информацию о предварительной численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые планируют проходить государственную итоговую аттестацию по программам основного общего и среднего общего образования в специальных школах-интернатах, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики. 

Главный специалист отдела мониторинга качества образования Жанна Кудина подняла вопрос о требованиях к структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2020 с учетом вида государственного экзамена и рассказала о представлении экзаменационных материалов на официальном сайте. В частности,  она обратила внимание присутствующих на то, что  необходимые требования к структуре и содержанию КИМ, к информационной безопасности, а также информации, содержащейся в материалах,  и другие моменты, регламентируются  Порядком разработки, использования и хранения контрольных комплексов заданий Государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утверждённым  Приказом Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки от 15.10.2018 № 307.

Активное участие в обсуждении приняли специалисты Донецкого  республиканского  института  дополнительного педагогического образования. Так,  заведующая отдела математики  Федченко Л.Я. говорила о необходимости наличия кодификаторов и спецификации контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, на информационной безопасности при разработке и хранении КИМов акцентировал внимание слушателей  заведующий отделом истории Морозов П.Л., о важности проведения экспертизы информировала методист по биологии отдела естественных дисциплин Антропова О.В., о размещении заданий по типам в открытом банке заданий говорила методист по физике отдела естественных дисциплин Охрименко Н.А.

Круглый стол способствовал сотрудничеству и взаимодействию   по выработке наиболее оптимальных, взвешенных и актуальных предложений по совершенствованию процесса разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации.

Конечным результатом работы круглого стола стала совместная резолюция.