Ошибки, допущенные участниками апробации контрольных комплексов заданий по информатике и ИКТ государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2019 году

В апробации ККЗ ГИА-2019 по информатике и ИКТ приняло участие 102 ученика. Исходя из того, что предмет информатика и ИКТ будет проводиться в виде Государственного профильного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2019 году впервые, для проведения апробации были отобраны школы преимущественно с углубленным изучением отдельных предметов.

Проверку письменных работ участников апробации осуществляла предметная комиссия в составе 14 экспертов и 1 председателя предметной комиссии.

Структура и содержание каждого варианта ККЗ ГИА-2019 состоит из 21 задания, представленного в двух разноуровневых частях.

В результате проверки работ участников апробации экспертами предметной комиссии были выявлены ошибки, на которые следует обратить внимание обучающихся и учителей при подготовке к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ.

Часть I (№1-12) состоит из заданий открытого типа, предполагающих краткий ответ обучающегося и включают в себя материал основных тем курса предмета «Информатика и ИКТ».

Ошибки, которые допускали обучающиеся при выполнении заданий Части I:

  • исправления в бланке ответов;
  • ошибки вычислительного характера;
  • ошибки при переводе из одной системы счисления в другую;
  • ошибки в осуществлении обхода графа;
  • ошибки при выполнении арифметических операций в двоичной системе счисления;
  • ошибки при считывании данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).

Часть II состоит из девяти разноуровневых заданий открытого типа с наличием краткого решения и ответа, предполагают проверку сформированности умений применять свои знания в практической деятельности.

Согласно проведенному анализу результатов ответов на задания второй части
№13-19, учителям и обучающимся следует обратить внимание на:

  • отсутствие записи краткого решения задания при наличии записи правильного ответа;
  • незнание формул для вычисления объема информации, скорости, алфавитного и вероятностного подхода;
  • ошибки в переводе из одной системы счисления в другую при выполнении арифметических действий с разными системами счисления;
  • ошибки в работе с таблицами истинности;
  • не владение переводами единиц измерений Кбайт в байт;
  • ошибки в построении алгоритма для исполнителя;
  • неверный анализ работы алгоритма;
  • наличие исправлений.

Задания №20-21 относятся к заданиям открытого типа с развернутым ответом и предполагают оценивание умений чтения фрагмента программы на языке программирования и нахождения допущенных ошибок (задание №20), а также умений создавать собственные программы для решения задач (задание №21).

Ошибки, которые допускались участниками апробации при выполнении
задания № 20:

  • переписывается алгоритм целиком, вместо того, чтобы внести изменения только в ошибочные строки;
  • исправляют одну ошибку, ко второй не приступают;
  • ошибки допускаются, как правило, с указанием неверного значения.

Ошибки, допущенные при выполнении задания № 21:

  • в описании переменных, массивов;
  • отсутствие составного оператора;
  • нарушение порядка действий в алгоритме;
  • несогласование типов переменных;
  • выход за границы массива;
  • неверная инициализация или отсутствие инициализации счётчика;
  • неверная организация цикла с параметром;
  • неверное использование условного оператора.