Оценка качества образования в положениях Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»

 

Качество образования – одна из основных тем Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятого Народным Советом  Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года  № 55-IНС (далее – Закон).

Обеспечение качества образования предполагает осуществление его оценки.

Значимость оценки качества образования подчеркнута выделением и включением в структуру системы образования в качестве самостоятельных элементов организаций, осуществляющих оценку качества образования.

Законом определены разнообразные формы оценки качества образования, а ее регулярное проведение введено в норму при функционировании системы образования.

Понятие качества образования, оценки качества образования.

В Законе (пункт 8 статья 2)  качество образования определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Кроме этого, Закон (пункт 3 статья 2) дает определение такого термина как «государственный образовательный стандарт». Так, под государственным образовательным стандартом  понимается совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Сравнивая эти два определения, государственный образовательный стандарт можно охарактеризовать как одну из основ оценки качества образования.

При реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ, основами оценки становятся потребности физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, планируемые результаты образовательной программы.

Вполне естественно, что Закон относит оценку качества образования к одной из функций управления системой образования. В соответствии с Законом управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

Согласно Закону (часть 2 статья 86) управление системой образования включает в себя такие функции, как:

— государственную регламентацию образовательной деятельности (лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования) (подпункт 6 часть 2 статья 86);

— независимую оценку качества образования, общественную и профессионально-общественную аккредитацию (подпункт 7 часть 2 статья 86).

Закон в полной мере раскрывает эти функции, определяя формы оценки качества образования.

Формы оценки качества образования

Государственная аккредитация образовательной деятельности.

Государственную аккредитацию образовательной деятельности следует отнести к одной из форм оценки качества образования по следующим соображениям.

Согласно Закону (статья 88), государственная аккредитация образовательной деятельности  проводится в отношении образовательных программам, реализуемых образовательными организациями в соответствии с государственными образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является установление (подтверждение на очередной срок):

— государственного статуса образовательной организации по типу и виду с установлением перечня образовательных программ,

— соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов,

— права на выдачу документов об образовании государственного образца соответствующего уровня образования.

Аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности и ответственности экспертов за качество ее проведения

Учитывая изложенное, можно сделать вывод об однородности цели и сущности государственной аккредитации с оценкой качества образования. Таким образом, государственная аккредитация – это оценка качества по двухуровневой шкале: соответствует (не соответствует).

Государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Согласно Закону (статья 89) Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя государственный контроль качества образования и государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными республиканскими органами исполнительной власти, реализующими полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования и науки (далее – органы по контролю и надзору в сфере образования и науки). Под государственным контролем качества образования Закон определяет  деятельность уполномоченных лиц и организаций по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований государственных образовательных стандартов.

Таким образом, Государственный контроль (надзор) в сфере образования также необходимо рассматривать как одну из форм оценки качества образования.

Независимая оценка качества образования.

Согласно Закону (статья 91), независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на внутреннем и международном рынках.

Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ.

Под общественной аккредитацией (часть 2 статья 91) Закон определяет признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям государственных, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ в соответствии с Законом (часть 4 статья 91) представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.

Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Внутренняя система оценки качества образования реализует выбранную образовательной организацией модель оценки качества. Функционирование системы является атрибутивным требованием к образовательным организациям, а положение о внутренней системе оценки качества образования, согласно Закону, – необходимый локальный нормативный акт образовательной организации.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация в соответствии с Законом (статья 56) представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Донецкой Народной Республики под контролем республиканского органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики в сфере образования и науки.

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме государственного экзамена.