Пост-релиз III Республиканской научно-практической конференции

«От контроля качества образования к управлению качеством образования».
«Регуляторная гильотина» — новая модель контрольно-надзорной деятельности.

Об итогах III Республиканской научно-практической конференции «Управление качеством образования на муниципальном уровне»

20 ноября  2019 года в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования прошла  III Республиканская научно-практическая конференция – ежегодный республиканский форум, который организует  Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки. Тема 2019 года:  «Управление  качеством образования на муниципальном уровне». Традиционно республиканская конференция собирает на своих дискуссионных площадках общественных деятелей, представителей власти, представителей научно-педагогического сообщества, всех тех, кому не безразличны проблемы образования в Донецкой Народной Республике.

Конференция прошла  при непосредственной поддержке Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.  Соучредителями конференции являлись ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», Управление образования администрации города Донецка.

Целью конференции было представление, обобщение и распространение опыта управления качеством образования на муниципальном уровне.

Конференцию открыл министр образования и науки Донецкой Народной Республики Михаил Кушаков. В своём приветственном слове он сказал, что  развитие нашей республики невозможно без существенного продвижения вперед в сфере образования. Министр подчеркнул, что век науки, знаний и высоких технологий немыслим без становления нового качества образования. Также он отметил, что задачи, поставленные перед образованием, требуют согласованного взаимодействия между государством и обществом, а в стратегии развития республиканской системы оценки качества образования ключевая роль отводится муниципальным образовательным системам. В свою очередь муниципальные образовательные системы  должны обеспечивать высокую объективность и обоснованность выводов о качестве общего образования в муниципалитете,  на основании которых Министерство образования и науки ДНР представит информационный базис для принятия управленческих решений. Министр считает крайне важным, чтобы  создаваемая республиканская модель качества образования «обеспечивала переход от контроля качества образования к управлению качеством образования».

Затем слово для приветствия делегатов конференции взяла депутат Народного Совета ДНР, член Комитета по образованию, науке и культуре Алла Оболенская. Приветствуя участников конференции депутат подчеркнула масштаб задач, которые стоят перед педагогическим сообществом Донецкой Народной Республики. «Мы с вами сегодня создаем то, что станет основой завтрашнего дня нашей Республики. И учителя делают это блестяще», — отметила Оболенская А.И.

На пленарном заседании руководитель Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Любовь Волкова представила вниманию слушателей доклад «О перспективах государственного регулирования образовательной деятельности», в котором раскрыла основные направления работы службы в рамках интеграции в российское образовательное пространство. Любовь Николаевна отметила, что осуществление управления качеством образования представляет собой сложную, многофункциональную задачу, решаемую одновременно на нескольких уровнях (общегосударственном, межотраслевом, ведомственном, региональном, уровне образовательного учреждения), а проверки и контроль являются одной из функций государственного управления.

Начальник службы подчеркнула, что на современном этапе назрело понимание того, что необходимо совершенствовать систему контрольно-надзорной деятельности на основе изучения и обобщения  лучших практик в данной сфере и, прежде всего, в Российской Федерации с целью синхронизации направлений деятельности. В связи с этим актуальным является рассмотрение педагогическим сообществом новой модели контрольно-надзорной деятельности – «регуляторной гильотины». «Регуляторная гильотина» представляет собой модернизацию процедур государственной регламентации образовательной деятельности с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

В рассматриваемой новой модели государственный контроль и надзор в своем нынешнем виде трансформируется в единый вид контроля и надзора, который будет включать в себя как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования.

В ходе пленарного заседания с докладом о системе формирования профессиональной компетентности будущих учителей выступила проректор по научно-методической и учебной работе Донецкого национального университета Елена Скафа. В своём выступлении она рассказала о подготовке педагогических кадров для республики, активном участии преподавателей университета в реформировании системы среднего общего образования: создании образовательных программ, средств обучения и участии в разработке образовательных стандартов. Проректор отметила роль университета в подготовке руководящих педагогических кадров новой формации для республики.

Аспекты дополнительного профессионального образования как условия качественного педагогического процесса осветила и.о. ректора Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования Лариса Деминская. Она отметила вклад сотрудников института в дело повышения квалификации учителей молодой республики.

Вопросы системного подхода в управлении качеством образования на муниципальном уровне были подняты в выступлении начальника управления образования администрации города Донецка Светланы Везденко.

Начальник отдела образования администрации Новоазовского района Алена Сафронова остановилась на проблематике оценки качества и затронула острые вопросы нехватки учителей на селе и старения педагогических кадров. Ею были подняты вопросы целевого набора студентов из сельской местности на педагогические специальности.

С пленарного заседания  работа конференции переместилась на дискуссионные площадки секций.

В рамках работы конференции была организована работа четырёх секций:

  1. Перспективные направления развития системы оценки качества образования.
  2. Система оценки качества образовательной деятельности на муниципальном уровне: основные подходы, проблематика, пути решения.
  3. Использование результатов оценки качества образования районными и школьными методическими объединениями.
  4. Формирование системы качества образовательной деятельности на муниципальном уровне.

В ходе работы секций были освещены следующие вопросы:

  • научно-методическое сопровождение построения системы оценки качества образования;
  • информационно-аналитическое сопровождение построения системы оценки качества образования;
  • оценка качества образования в условиях реформирования системы образования;
  • формирование школьной системы оценки качества образования;
  • инновационные технологии в модернизации системы оценки качества образования;
  • теоретико-методологическое обеспечение процесса стратегического управления общеобразовательным учебным заведением;
  • создание в общеобразовательном учреждении системы управления качеством образования;
  • мониторинг как основной механизм повышения качества образования;
  • мониторинг как средство оптимизации контроля качества обучения и планирования коррекционной работы;
  • формирование школьной системы образования на основе мониторинговых исследований;
  • роль методического объединения в повышении качества образования;
  • деятельность методической службы по созданию условий для профессионального роста педагогов;
  • учет результатов процедур оценки качества образования в деятельности по профессиональному развитию педагогических кадров.

В конференции приняли участие 260 делегатов из всех городов и районов Донецкой Народной Республики. Из них:

  • 4 доктора наук;
  • 11 кандидатов наук;
  • 26 руководителей управлений и отделов образования, методических центров и кабинетов;
  • 13 научно-педагогических работников;
  • 206 педагогических работников. 

В очном формате на секционных заседаниях выступило  65 человек,   более 80 человек участвовали в заочном формате конференции.

Активное участие в работе секций приняли представители образовательных организаций Донецка, Докучаевска, Горловки,  Харцызска, Макеевки, Амвросиевки, Ясиноватой.

В своих докладах участники конференции раскрыли актуальные вопросы образования и поделились накопленным опытом работы.

На конференции заслушаны 5 пленарных и 65 секционных докладов; проведено обсуждение актуальных проблем и перспектив развития  системы оценки качества образования на муниципальном уровне.

В рамках работы конференции методистом отдела анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО Дон РИДПО Куконос Светланой был проведён мастер-класс «Применение сервиса Plickers для проведения диагностики освоения образовательной программы». Plickers — это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики.

Работа с мобильным приложением сокращена по времени до минимума — получение результата опроса происходит на уроке, не требует длительной проверки и наличия смартфонов или компьютеров у обучающихся. Ответы сканируются в режиме реального времени, для считывания используется технология дополненной реальности. Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа. В результате сканирования учитель получает статистику правильных и неправильных ответов и их авторов прямо на доске.

Выступление Куконос С.Г. доказало, что технологии в образовании — не пустой звук и вполне применимы. Даже в непростой ситуации, в которой находится наша молодая республика, учителя могут привнести в свои уроки элементы современных технологий, оптимизировать и разнообразить свои занятия.

Все участники конференции отметили, что качество образования в образовательных организациях разного уровня должно соответствовать современным требованиям в области качества, в том числе и тенденциям все более широкого использования наукоемких технологий и информационных ресурсов общества, достижений в области компьютерных информационно-коммуникационных систем, инновационных подходов к формированию и развитию личности субъекта образования.

Подводя итоги работы секций и конференции в целом, можно отметить, что обмен инновационными идеями и перспективным педагогическим опытом, который состоялся между участниками, является основой для повышения управленческой культуры в сфере качества образования на муниципальном уровне, подготовки компетентного и конкурентоспособного педагогического работника, а также эффективного взаимодействия на всех уровнях между образовательными организациями и органами управления Донецкой Народной Республики.

В ходе работы секций произошёл информационный обмен последними достижениями педагогической науки и методическим опытом, ознакомление с инновационными направлениями в мировой и отечественной педагогике.

Научно-методические материалы конференции могут быть использованы для профессиональной деятельности в информационном, исследовательском и в практическом аспектах.

Участники конференции выразили благодарность организаторам конференции и высказали пожелание сделать её полем для ежегодных педагогических дискуссий. 

По итогам работы конференции была принята резолюция и состоялось награждение учредителей и модераторов конференции сертификатами участников.