Об итогах апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2019 году

В  феврале отделом мониторинга качества образования Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки была проведена апробация контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году,  целью которой была проверка и оценка измерительных качеств и стандартизация контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. 

Задачи апробации заключались в:

  • оценке эффективности использования разработанных контрольных комплексов экзаменационных заданий в контексте процедуры оценки качества среднего общего образования;
  • выявлении заданий, в которых есть недочеты (несоответствие трудности заданий уровню подготовленности испытуемых; непонятные или двусмысленные формулировки заданий, выявление неработающих дистракторов в заданиях закрытой формы и др.);
  • анализе ответов на открытые вопросы с целью возможного уточнения формулировки правильных ответов или оценочной схемы;
  • определении среднего количества времени, необходимого обучающимся для выполнения всего теста.

Для проведения апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году были выбраны четыре учебных предмета: русский язык, математика, история, информатика и ИКТ.

В апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году приняли участие 22 общеобразовательные организации Донецкой Народной Республики.

Выборка участников апробации по учебным предметам, вынесенным на государственную итоговую аттестацию, формировалась из выпускников общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Общее количество обучающихся, принявших участие в апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации в 2019 году составило 589 обучающихся, из них:

по русскому языку – 182 обучающихся,

по математике – 146 обучающихся,

по информатике и ИКТ – 102 обучающихся,

по истории – 159 обучающихся.

Представители Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки обеспечили участников апробации вариантами контрольных комплексов заданий, бланками ответов, а также осуществляли контроль за ходом выполнения заданий с учетом хронометража.

Во время проведения апробации в аудитории для каждого обучающегося было подготовлено отдельное рабочее место, также выделялось отдельное место для личных вещей; отсутствовали стенды, плакаты и иные материалы с информацией по учебному предмету, по которому проводилась апробация.

Общее время нахождения обучающихся в аудитории не превышало утвержденную продолжительность выполнения экзаменационной работы государственной итоговой аттестации по соответствующему учебному предмету:

по русскому языку – 210 минут (3,5 часа);

по математике – 230 минут (3 часа 50 минут);

по истории – 210 минут (3,5 часа);

по информатике и ИКТ – 210 минут (3,5 часа).

Апробация контрольных комплексов заданий ГИА прошла без нарушений в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению апробации экзаменационных заданий государственной итоговой аттестации.

Проверка письменных работ обучающихся, выполненных при апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году проводилась централизовано на базе Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки согласно графику проведения проверки. Ее обеспечивали 60 учителей общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, выступавших экспертами по соответствующим учебным предметам. В состав предметных комиссий по каждому учебному предмету  входили председатель и 14 членов предметной комиссии.

По результатам проверки письменных работ обучающихся, выполненных при апробации ККЗ ГИА – 2019, эксперты внесли предложения и замечания для разработчиков экзаменационных материалов и учителей общеобразовательных организаций, занимающихся подготовкой выпускников к прохождению ГИА.

В целом, проведенная апробация контрольных комплексов заданий показала, что:

  • структура и содержание контрольных комплексов заданий соответствует Государственному образовательному стандарту среднего общего образования;
  • содержание контрольных комплексов заданий способствует объективному оцениванию достижений обучающихся общеобразовательных организаций и дифференцированию их по уровням подготовки;
  • нормативного времени достаточно для выполнения контрольных комплексов заданий.

Написание письменной работы в формате апробации контрольных комплексов заданий даёт возможность:

  • администрации общеобразовательного учреждения провести аудит готовности обучающихся и учителей к участию в государственной итоговой аттестации;
  • учителям скорректировать план подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации;
  • обучающимся получить опыт участия в государственной итоговой аттестации и оценить уровень своей подготовки, своевременно выявить пробелы в знаниях по конкретному учебному предмету.