Мониторинг результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2018 году

С целью объективного отражения состояния образования, системного анализа результатов государственной итоговой аттестации и своевременного обеспечения информацией органов государственной власти, осуществляющих управления в сфере образования,  Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки были собраны и обработаны результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций, проходивших аттестацию по образовательным программам основного общего образования в 2018 году.

В 2018 году общее количество зарегистрированных выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики составило более 12 000 это на 8, 22 % больше, чем в 2017 году.

К государственной итоговой аттестации допускались обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9-й  класс не ниже удовлетворительных).

73 девятиклассникам, являющимся в 2017-2018 учебном году победителями или призерами заключительных этапов Республиканских олимпиад обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, Международных предметных олимпиад, II этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой Академии Наук согласно п. 3.5 Порядка результаты олимпиад и конкурсов-защиты научно-исследовательских работ МАН засчитаны как результаты прохождения государственной итоговой аттестации и выставлена отметка «отлично» по соответствующему предмету. Это больше, чем в 2016-2017 учебном году.

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования включала в себя обязательные письменные экзамены по русскому языку (в форме диктанта) и математике (в форме письменного экзамена), а также один устный экзамен по выбору общеобразовательной организации. Перечень предметов по выбору в 2018 году был такой же, как и в 2017 году: физика, география, биология, литература, история, химия, иностранный язык (английский, немецкий, французский), информатика и ИКТ (в форме устного экзамена по экзаменационным билетам).

Для обучающихся специальных общеобразовательных школ-интернатов (VIII вида) для детей с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация включала один обязательный учебный предмет по трудовому обучению.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации по предмету по выбору общеобразовательных организаций показал, что рейтинг учебных предметов в 2018 году не претерпел больших изменений по сравнению с 2017 годом. Первые три места прочно сохраняют за собой биология, английский язык и литература.

Наибольшей популярностью по-прежнему пользуется биология.  Несмотря на снижение в 10,8 %, этот предмет уверенно занимает первое место в общеобразовательных организациях с 33,3% (44,1% — 2017 г.). На втором месте по популярности среди общеобразовательных организаций — английский язык 16,6% (15,3% — 2017 г.). Его рейтинг вырос на 1,3%. На третьем месте — литература 14,5% (10,3% — 2017 г.). Прирост составил 4,2%.

В 2018 году история переместилась с пятого на четвёртое место в рейтинге предметов по выбору и, обогнав географию, набрала 14,4%, добавив 5,9 % к показаниям 2017 года, (8,5% — 2017 г.). Географию выбрали 11,7%, что на 3% больше, чем в 2017 году (8,7% — 2017 г.). Число образовательных организаций, выбравших информатику, возросло на 0,8% и составило 3,3% (2,5% — 2017 г.).  Таким образом, обогнав физику и химию, информатика поднялась с восьмого места в 2017 году на шестое в 2018 году.

В текущем учебном году физика, утратив шестое место и 1% среди выбравших её образовательных организаций, с 2,8% стала седьмой в рейтинге популярности (3,8% — 2017 г.). Мизерный прирост в 0,1% не смог поднять химию выше восьмого места с 2,7% (2,6% — 2017 г.). Немецкий и французский языки, соответственно занимают девятое и десятое места с 0,4% (0,3% — 2017 г.) и с 0,2% (0,2% — 2017 г.).

Следует отметить, что популярность предметов по выбору общеобразовательных организаций в разрезе административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики в 2018 году приходится на гуманитарные дисциплины.

Самыми непопулярными предметами являются дисциплины естественнонаучного и математического циклов: химия, физика, информатика и ИКТ.

Показатели успеваемости по обязательным предметам в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018 году существенно не отличаются от показателей 2017 года и составляют 99,99% по русскому языку и 99,99% — по математике (повышение на 0,01%).

Качественные показатели по русскому языку в 2018 году возросли на 2,01% и составили 70,31 % (68,3% — в 2017 году). По математике произошло снижение показателей качества знаний на 1,56%, соответственно 51,74% — в 2018 году и 53,3% — в 2017 году.

        Результаты выпускников 9-х классов на экзаменах по обязательным предметам                             в 2017 г. и 2018 г.

Учебный предмет Отметки (%)
«1» «1» «2» «2» «3» «3» «4» «4» «5» «5»
2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017 2018
Русский язык 0,01 0,01 0 0 31,70 29,67 38,50 40,14 29,79 30,17
Математика 0,02 0,01 0 0 46,67 48,36 36,10 32,64 17,21 19,00

 

        Качественные показатели и средняя отметка по обязательным предметам                             в 2017 г. и 2018 г.

Учебный предмет Успеваемость, % Качество знаний, % Средняя отметка по предмету
2017 2018 2017 2018 2017 2018
Русский язык 99,99 99,99 68,3 70,31 3,98 4,0
Математика 99,98 99,99 53,3 51,74 3,71 3,70

 

Результаты ГИА по предметам по выбору общеобразовательных организаций в 2018 г. 

Учебный предмет Из них сдали на отметки (%) Успевае-мость, % Качество знаний, % Средняя отметка по предмету
«1» «2» «3» «4» «5»
Физика 0 0 38,11 33,28 28,65 100 61,89 3,91
География 0 0 31,30 33,93 34,77 100 68,69 4,03
Литература 0 0 28,34 33,45 38,22 100 71,67 4,09
История 0 0 32,19 33,94 33,87 100 67,81 4,01
Биология 0 0 32,06 36,13 31,81 100 67,94 3,99
Химия 0 0 30,36 41,67 27,98 100 69,65 3,97
Английский язык 0 0 25,99 36,98 37,03 100 74,01 4,11
Немецкий язык 0 0 18,75 31,25 50,00 100 81,25 4,31
Французский язык 0 0 33,33 36,66 30,00 100 66,66 3,96
Информатика и ИКТ 0 0 14,88 30,98 54,15 100 85,13 4,39

 

Результаты ГИА по предметам по выбору общеобразовательных организаций в 2017 г. 

Учебный предмет Из них сдали на отметки (%) Успевае-мость, % Качество знаний, % Средняя отметка по предмету
«1» «2» «3» «4» «5»
Физика 0 0 45,70 28,96 25,34 100 54,3 3,79
География 0 0 29,76 39,90 34,34 100 70,2 4,05
Литература 0 0 29,36 33,88 36,76 100 70,6 4,07
История 0 0 39,00 29,40 31,60 100 61 3,93
Биология 0 0,02 30,50 35,8 33,68 99,98 69,5 4,03
Химия 0 0 32,57 35,20 32,24 100 67,4 3,99
Английский       язык 0 0 27,12 37,64 35,24 100 72,9 4,08
Немецкий язык 0 0 15,15 42,42 42,43 100 84,8 4,27
Французский язык 0 0 14,28 19,05 66,67 100 80,9 4,28
Информатика и ИКТ 0 0 6,48 30,72 62,80 100 93,5 4,56

 

Если проанализировать результаты на экзаменах государственной итоговой аттестации по предметам по выбору в 2018 году с аналогичными результатами 2017 года, становится очевидно, что средняя отметка по ряду предметов в 2018 году стала немного ниже, чем в 2017 году. Снижение в диапазоне от 0,02 до 0,32 балла отмечалось по следующим предметам: география, биология, французский язык, информатика и ИКТ. Наибольшее снижение результатов по сравнению с 2017 годом произошло по информатике (на 0,17) и по французскому языку (на 0,32).

Согласно п.1.6. Раздела I Порядка проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования, обучающиеся государственных специальных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII) вида проходят государственную итоговую аттестацию по учебному предмету «Трудовое обучение».

В 2017 году обучающиеся специальных общеобразовательных школ-интернатов сдавали экзамен по трудовому обучению по следующим профилям:

  1. Столярное дело.
  2. Переплетно-картонажное дело.
  3. Подготовка младшего обслуживающего персонала.
  4. Сельское хозяйство.
  5. Швейное дело.
  6. Художественные промыслы.
  7. Цветоводство.
  8. Штукатурно-малярное дело.

В 2018 году профили данного предмета претерпели некоторые изменения. Из имеющегося реестра 2017 года были исключены следующие профили по трудовому обучению: переплётно-картонажное дело, сельское хозяйство, цветоводство, а также был добавлен новый профиль — обувное дело. Таким образом, реестр профилей по трудовому обучению в 2018 году выглядел следующим образом:

  1. Столярное дело.
  2. Подготовка младшего обслуживающего персонала.
  3. Швейное дело.
  4. Художественные промыслы.
  5. Штукатурно-малярное дело.
  6. Обувное дело.

Программа экзамена по трудовому обучению учитывала не только профиль предмета образовательной организации, но и специфику контингента каждого интерната.

Результаты выпускников специальных общеобразовательных школ-интернатов по трудовому обучению в 2018 году 

 

Год Из них сдали на отметки (%) Успеваемость, % Качество знаний, % Средняя отметка по предмету
«1» «2» «3» «4» «5»
2018 0 0 23,08 44,23 32,69 100 76,92 3,66
2017 0 0 27,7 39,5 32,8 100 72,8 4,06

 

И хотя средняя отметка по предмету в 2018 году на 0,4 балла ниже, чем в 2017 году и равняется 3,66 (4,06 – в 2017 г.), обучающиеся данных образовательных организаций, в целом, показали неплохие результаты по предмету: успеваемость – 100%, качество знаний – 76,92%, что на 4,12% выше, чем в 2017 году.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации 2018 года позволяет выделить направления, над которыми необходимо работать:

  1. Образовательным организациям необходимо более ответственно относиться к ведению Реестра результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, во исполнение п. 2 ст. 94 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», чтобы полностью исключить ситуации, когда в Республиканскую службу по контролю и надзору в сфере образования и науки подавались не экзаменационные оценки, а итоговые.
  2. Государственную итоговую аттестацию должны проходить все категории обучающихся, во исполнение п. 4 статьи 5 и п. 3 статьи 56 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (в формате, соответствующему образовательной программе, по которой осуществлялось обучение). Таким оптимальным форматом могут являться, как, например, в Российской Федерации, ОГЭ – основной государственный экзамен и ГВЭ – государственный выпускной экзамен для oбучaющихся, oсвoивших oбpaзoвaтeльныe пpoгpaммы oснoвнoгo oбщeгo oбpaзoвaния в спeциaльных учeбнo-вoспитaтeльных учpeждeниях зaкpытoгo типa, a тaкжe в учpeждeниях, испoлняющих нaкaзaниe в видe лишeния свoбoды. a тaкжe для oбучaющихся с oгpaничeнными вoзмoжнoстями здopoвья, oбучaющихся дeтeй-инвaлидoв и инвaлидoв, oсвoивших oбpaзoвaтeльныe пpoгpaммы oснoвнoгo oбщeгo oбpaзoвaния.
  3. Экзаменационные задания должны иметь три уровня сложности (базовый, повышенный и высокий). Такой дифференцированный характер заданий позволит слабому ученику не выполнять задания повышенного и тем более высокого уровня, а сильный ученик не будет ограничен только выполнением заданий базового уровня.
  4. Разработать программы повышения квалификации работников образования в области оценки качества образования, включающие в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания экзаменационных работ по учебным предметам, с целью совершенствования объективного оценивания экзаменационных работ.
  5. При аттестации педагогов учитывать результаты государственной итоговой аттестации.
  6. Улучшать материально-техническую базу общеобразовательных организаций.
  7. Педагогам необходимо осуществлять подготовку к государственной итоговой аттестации не путём «натаскивания» учеников на решения вариантов аналогичных экзаменационным заданиям, а в ходе всего учебного процесса (с 5 по 9-й классы), применяя в своей работе следующие принципы подготовки к экзамену: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, временной, контролирующий. И, соответственно, следуя данным принципам, а также, используя современные технологии (информационно-коммуникативные, тестовые, групповые), формировать у обучающихся навыки самообразования, самостоятельной работы, критического мышления, самоконтроля, которые помогут им успешно сдать экзамены.
  8. Общеобразовательным организациям при выборе предмета необходимо учитывать интересы обучающихся, особенно при наличии в одной параллели 2-х или 3-х классов.
  9. Образовательным организациям среднего профессионального и высшего профессионального образования активно и систематически проводить профориентационную работу среди обучающихся, что позволит выпускникам осмысленно и ответственно подойти к выбору предметов государственной итоговой аттестации.
  10. При формировании пунктов проведения экзаменов учитывать принцип оптимизации.
  11. Активно привлекать общественных наблюдателей в период проведения экзаменов.