МОНИТОРИНГ

Мониторинг системы образования – это систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Система образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного вида, уровня и направленности, сети реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Целями мониторинга являются:

– информационная поддержка разработки и реализации государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования;

– непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

– усиление результативности функционирования системы образования за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений;

– выявление нарушений требований законодательства об образовании.

Задачами мониторинга являются:

– получение, обработка и анализ данных о состоянии системы образования;

– оценка состояния системы образования и прогнозирование его изменения;

– своевременное выявление негативных тенденций и прогнозирование развития процессов, влияющих на систему образования;

– обеспечение реализации участникам образовательного процесса государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования;

– анализ эффективности проводимых мероприятий по обеспечению функционирования и развития системы образования;

– регулярное информирование органов государственной власти, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о состоянии системы образования;

– межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере образования.

Принципами мониторинга являются:

– объективность информации – сам процесс должен опираться на подлинные данные, получаемые в ходе информационного обмена между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и органами, осуществляющими управление в сфере образования;

– информационная открытость – доступность информации о состоянии и динамике системы образования для органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, общественных организаций и граждан;

– сравнимость информации – отслеживание результатов функционирования системы образования предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят;

– адекватность – предполагает изучение системы образования с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им);

– прогностичность – получение данных, позволяющих прогнозировать изменения системы образования в будущем;

– целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели;

– научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения науки и практики, современной теории управления;

– нормативность – опирается на нормативные правовые акты;

– целостность и непрерывность – рассматривает объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов;

– эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы образования в новое качественное состояние.